О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ НОВОГО УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА П.Ю. Боков, А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.М. Салецкий
Восприятие школьников Физика – наука, содержащая набор огромного числа не связанных между собой понятий, экспериментальных фактов, величин, законов и формул Нарушено ощущение целостности и логической стройности курса и, как следствие, у школьников формируется бессистемный набор разрозненных сведений из разных разделов курса
Восприятие школьников Огромное количество разных, непохожих друг на друга задач Результат – страх, неуверенность в собственных силах Задача – изменить ситуацию Путь – соблюдение некоторых методологических принципов построения курса физики
УМК Физика 7-9 и Базовый и профильный уровни Грачев А.В., доцент, к.ф.-м.н., Лауреат Ломоносовской премии 2008 Погожев В.А., доцент, к.ф.-м.н., Лауреат Ломоносовской премии 2010 Салецкий А.М., профессор, зав. Кафедрой общей физики, д.ф.-м.н., Лауреат Ломоносовской премии, (наука) Боков П.Ю., старший преподаватель, к.ф.-м.н., учитель физики Московской гимназии на Юго-Западе 1543 Преподаватели кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Логически последовательное изложение каждого раздела с параллельным изучением итоговых таблиц и схем Цель: систематизация знаний+возможность поэтапного контроля Задача-максимум: Убедить школьника в том, что курс физики представляет собой логически стройную теорию, базирующуюся на более чем ограниченном количестве утверждений
Ступенчатость изложения Обусловлена отсутствием необходимого математического аппарата: идем от простого к сложному Преемственность Введенные на начальных этапах понятия, определения и формулировки основных законов используются и в старших классах Переучивать сложнее, чем учить!
Классификация задач: цель Научить ориентироваться Показать, что число видов задач весьма ограничено Алгоритмы решения задач с примерами: цель Приучить к логически правильной последовательности действий при решении задач Научить самостоятельно разрабатывать такие последовательности
Уровневая дифференциация+возможность самообразования Наличие параграфов для доп.изучения Наличие разнообразных задач повышенного уровня сложности Недостаток часов физики в школе не должен лишать школьника возможности самостоятельно осваивать более сложные темы
Цели: Сделать курс доступным Заложить правильную базу для поэтапного систематического изучения физики в соответствии с современными требованиями
Состав УМК Вышло в свет: Учебник «Физика-7» Учебник «Физика-8» Учебник «Физика-9» Учебник «Физика-10» Рабочая тетрадь к учебнику «Физика-7», части 1 и 2 Рабочая тетрадь к учебнику «Физика-8», часть 1 и 2 Рабочая тетрадь к учебнику «Физика-9», часть 1, 2 и 3 Книга для учителя к учебнику «Физика-7», «Физика-8» Программы 7-9 и классы В печати: Рабочая тетрадь к учебнику «Физика-10» Книга для учителя к учебнику «Физика-9» Учебник «Физика-11» получил одобрения Российской Академии Наук и Российской Академии Образования