Образовательные ресурсы на сайтах Российских классических университетов В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Сайты Российских классических университетов Около 70 российских классических университетов имеют свое представительство в глобальной сети. Сайты университетов постоянно совершенствуются, однако, ресурсов, полезных для образовательных целей, на них пока недостаточно. Около 70 российских классических университетов имеют свое представительство в глобальной сети. Сайты университетов постоянно совершенствуются, однако, ресурсов, полезных для образовательных целей, на них пока недостаточно. Дальнейшее совершенствование и развитие образовательных порталов и сайтов возможно только после детального осмысления полученных результатов. Достигнутое необходимо проанализировать и на этой основе принимать последующие решения. Дальнейшее совершенствование и развитие образовательных порталов и сайтов возможно только после детального осмысления полученных результатов. Достигнутое необходимо проанализировать и на этой основе принимать последующие решения. Ниже приводится краткий обзор существа вопроса по результатам анализа сайтов 63 университетов. Во внимание принимались преимущественно те материалы, которые по своему содержанию и оформлению могут быть реально использованы в учебных целях. Ниже приводится краткий обзор существа вопроса по результатам анализа сайтов 63 университетов. Во внимание принимались преимущественно те материалы, которые по своему содержанию и оформлению могут быть реально использованы в учебных целях. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
ЛИДЕРЫ Среди российских университетов наметилась группа лидеров в освоении и использовании информационных технологий. Информация на сайтах этих университетов имеет не только презентационный или административно- справочный характер, но содержит материалы, востребованные студентами и преподавателями и полезные для учебных целей. Среди российских университетов наметилась группа лидеров в освоении и использовании информационных технологий. Информация на сайтах этих университетов имеет не только презентационный или административно- справочный характер, но содержит материалы, востребованные студентами и преподавателями и полезные для учебных целей. Сайты такого рода постепенно становятся неотъемлемой частью образовательной системы, наряду с печатными изданиями учебных материалов, лекциями и другими классическими атрибутами учебной деятельности. Сайты такого рода постепенно становятся неотъемлемой частью образовательной системы, наряду с печатными изданиями учебных материалов, лекциями и другими классическими атрибутами учебной деятельности. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Университеты России С.-Петербургский Алтайский Петрозаводский Уральский Московский Красноярский Новосибирский Иркутский Томский РУДН В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Новости Новостная лента присутствует на сайтах большинства университетов. Более четверти университетовиздают также электронные газеты. Пример - "Петрозаводский университет", "Санкт-Петербургский Университет", "Университетская Жизнь" (Красноярский университет) и др. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Новости и новостные издания Газета Красноярского университета «Университетская жизнь» Газета «Петрозаводский университет» Журнал «Санкт-Петербургский университет» Газета «Московский университет» Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Химия и материаловедение К настоящему времени наиболее значительный фонд образовательных ресурсов сформировался в области химии и материаловедения. Соответствующие материалы присутствуют на сайтах Красноярского Уральского, Алтайского, Новосибирского, Иркутского, Санкт- Петербургского, Московского государственных университетов. К настоящему времени наиболее значительный фонд образовательных ресурсов сформировался в области химии и материаловедения. Соответствующие материалы присутствуют на сайтах Красноярского Уральского, Алтайского, Новосибирского, Иркутского, Санкт- Петербургского, Московского государственных университетов. Наиболее последовательно разработан и представлен этот раздел на сайте Красноярского университета, где присутствуют учебные планы, лекции, а также справочные материалы, необходимые для учебных занятий Наиболее последовательно разработан и представлен этот раздел на сайте Красноярского университета, где присутствуют учебные планы, лекции, а также справочные материалы, необходимые для учебных занятий Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Химия Информационные блоки. Образовательные ресурсы Уральский университет Красноярский университет Иркутский университет Московский университет Самарский университет Новосибирский университет В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Фонд по физике, несколько меньший предыдущего, включает материалы по ряду важнейших учебно- образовательных разделов. Лидерами здесь являются С- Петербургский, Петрозаводский и Уральский университеты. Целенаправленно и интенсивно это направление развивается в С-Петербурге на физическом факультете под руководством декана доц.А.С.Чирцова. Фонд по физике, несколько меньший предыдущего, включает материалы по ряду важнейших учебно- образовательных разделов. Лидерами здесь являются С- Петербургский, Петрозаводский и Уральский университеты. Целенаправленно и интенсивно это направление развивается в С-Петербурге на физическом факультете под руководством декана доц.А.С.Чирцова. Физика Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Физика Петрозаводский университет С.-Петербургский университет Уральский университет Московский университет Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Биология и медицина Ресурсы представлены на сайтах Новосибирского (лекции по генетике чл.-корр. И.Ф.Жмулева и др.), Красноярского университетов и медицинского факультета РУДН. Перспективными для использования в учебных целях являются электронные коллекции растений, птиц и животных, созданные в ряде университетов (Ярославский, Белгородский, Московский, Пермский и др). Ресурсы представлены на сайтах Новосибирского (лекции по генетике чл.-корр. И.Ф.Жмулева и др.), Красноярского университетов и медицинского факультета РУДН. Перспективными для использования в учебных целях являются электронные коллекции растений, птиц и животных, созданные в ряде университетов (Ярославский, Белгородский, Московский, Пермский и др). Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Биология и медицина Общая и молекулярная генетика Новосибирский университет Введение в молекулярную биологию Новосибирский университет Виртуальная библиотека Медицинский факультет РУДН Редкие и исчезающие животные России Московский университет Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Математика, геология, георгафия Лекции и учебники по математике присутствуют на сайтах Казанского, Новосибирского, Московского университетов. Лекции и учебники по математике присутствуют на сайтах Казанского, Новосибирского, Московского университетов. Геология и географии представлены на сайтах Уральского и Московского университетов ( рядом учебников и методических материалов. Геология и географии представлены на сайтах Уральского и Московского университетов ( рядом учебников и методических материалов. Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Математика Информационные блоки. Образовательные ресурсы Новосибирский университет Казанский университет Московский университет В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Геология и география Информационные блоки. Образовательные ресурсы Московский университет Уральский университет В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Экономика и финансы Материалы по этой теме в форме отдельных публикаций имеются на сайтах Новосибирского («Компьютерный учебник по срочным финансовым операциям», Ю.Щеглов «Основы маркетинга») и Алтайского (В.П. Кокорев "Курс лекций по менеджменту") университетов. Материалы по этой теме в форме отдельных публикаций имеются на сайтах Новосибирского («Компьютерный учебник по срочным финансовым операциям», Ю.Щеглов «Основы маркетинга») и Алтайского (В.П. Кокорев "Курс лекций по менеджменту") университетов. Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Экономика и финансы Уроки маркетинга с Интернет Новосибирский университет Компьютерный учебник по срочным финансовым операциям Новосибирский университет Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
История Очень популярная учебная дисциплина, материалы по которой встречаются в разрозненной форме на сайтах многих университетов. Это, прежде всего, Алтайский, Петрозаводский, Кемеровский и Московский университеты. На сайте Исторического факультета Алтайского университета опубликован каталог русскоязычных исторических научно-образовательных ресурсов "InterHistory", сформированный ассоциацией «История и компьютер». Очень популярная учебная дисциплина, материалы по которой встречаются в разрозненной форме на сайтах многих университетов. Это, прежде всего, Алтайский, Петрозаводский, Кемеровский и Московский университеты. На сайте Исторического факультета Алтайского университета опубликован каталог русскоязычных исторических научно-образовательных ресурсов "InterHistory", сформированный ассоциацией «История и компьютер». На сайте С-Петербургского университета опубликованы два классических труда по российской истории В.О. Ключевского "История государства Российского" (18 лекций) и С.М. Соловьева "История России с древнейших времен" (4 тома). На сайте С-Петербургского университета опубликованы два классических труда по российской истории В.О. Ключевского "История государства Российского" (18 лекций) и С.М. Соловьева "История России с древнейших времен" (4 тома). Информационные блоки. Образовательные ресурсы В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
История Московский университет Каталог научно- образовательных ресурсов «InterHistory» Алтайский университет В.О. Ключевский «История государства Российского», С.М. Соловьев «История России с древних времен» С.-Петербургский университет Информационные блоки. Образовательные ресурсы П.Ф. Подковыркин История литературы Древней Руси Анджеро-Судженский филиал Кемеровского университета В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Информация для школьников и абитуриентов Информация для школьников и абитуриентов Практически на каждом университетском сайте есть информация для абитуриентов. Нужно отметить общероссийскую информационно- справочную систему «Абитуриент» в Саратовском университете. Практически на каждом университетском сайте есть информация для абитуриентов. Нужно отметить общероссийскую информационно- справочную систему «Абитуриент» в Саратовском университете. На ряде сайтов имеются материалы для школьников. Большая часть из них связана с организацией и проведением олимпиад. На сайте химического факультета МГУ приведена информация за семь последних лет о российских и международных школьных олимпиадах по химии. На других факультетах имеется информация об олимпиадах по биологии, математике, геологии, физике. На ряде сайтов имеются материалы для школьников. Большая часть из них связана с организацией и проведением олимпиад. На сайте химического факультета МГУ приведена информация за семь последних лет о российских и международных школьных олимпиадах по химии. На других факультетах имеется информация об олимпиадах по биологии, математике, геологии, физике. Значительное внимание работе со школьниками уделено на сайте физического факультета С-Петербургского университета, где организован раздел "Физика для школ через Интернет". Соответствующие материалы имеются на сайтах Сыктывкарского и Новосибирского университетов (материалы экзаменов и олимпиад по физике, тесты). Традиционно работу со школьниками проводят и в Ярославском университете. В Уральском университете издается электронный журнал "МИФ", адресованный учащимся (школьникам и студентам) и их преподавателям. Значительное внимание работе со школьниками уделено на сайте физического факультета С-Петербургского университета, где организован раздел "Физика для школ через Интернет". Соответствующие материалы имеются на сайтах Сыктывкарского и Новосибирского университетов (материалы экзаменов и олимпиад по физике, тесты). Традиционно работу со школьниками проводят и в Ярославском университете. В Уральском университете издается электронный журнал "МИФ", адресованный учащимся (школьникам и студентам) и их преподавателям. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Для школьников и абитуриентов Научная лаборатория школьников Новосибирский университет Электронный журнал «МИФ» Уральский университет Материалы школьных олимпиад по химии Химфак МГУ им. М.В. Ломоносова Физика для школ через Интернет С.-Петербургский университет Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников Самарский университет Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Форма представления образовательных ресурсов Лекции и другие учебные материалы представлены главным образом в текстовом формате (html или pdf) и частично структурированы с использованием стандартных возможностей гипертекста. Изданий, при подготовке которых полностью использовались бы возможности web-технологий, еще мало и это направление находится пока в стадии становления. В то же время, ряд такого рода изданий уже имеется. Лекции и другие учебные материалы представлены главным образом в текстовом формате (html или pdf) и частично структурированы с использованием стандартных возможностей гипертекста. Изданий, при подготовке которых полностью использовались бы возможности web-технологий, еще мало и это направление находится пока в стадии становления. В то же время, ряд такого рода изданий уже имеется. Необходимо отметить электронную энциклопедию по линейной алгебре акад. Вал.В.Воеводина и Влад.В.Воеводина (lineal.guru.ru), мультимедийный учебник «Русская фонетика», подготовленный на филологическом факультете МГУ ( два школьных учебника по химии, разработанные преподавателями самарского и новосибирского университетов. Интересные мультимедийные решения по демонстрации химических опытов представлены на сайте Ярославского университета. Есть и другие примеры. Необходимо отметить электронную энциклопедию по линейной алгебре акад. Вал.В.Воеводина и Влад.В.Воеводина (lineal.guru.ru), мультимедийный учебник «Русская фонетика», подготовленный на филологическом факультете МГУ ( два школьных учебника по химии, разработанные преподавателями самарского и новосибирского университетов. Интересные мультимедийные решения по демонстрации химических опытов представлены на сайте Ярославского университета. Есть и другие примеры. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Русская фонетика Филфак МГУ им. М.В.Ломоносова Мультимедиа и интерактивность Интерактивные трехмерные модели Химфак МГУ им. М.В.Ломоносова Видео-ресурсы (RealMedia) Ярославского университета Мультимедийные материалы Красноярский университет Компьютерные симуляторы «Поляризация света» МГУ им. М.В.Ломоносова Информационные блоки «ЛИНЕАЛ»Электронная энциклопедия НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Университетские «Вестники» Важным моментом в деятельности университетов является публикация научных статей. Многие годы в каждом университете традиционно издавался «Вестник» университета. За последнее время, в силу объективных причин, число таких изданий сильно сократилось. Однако, ряд таких изданий продолжается, но не в печатной, а в электронной форме на сайтах Алтайского, Башкирского, Калининградского, Московского, Новгородского, Омского, Оренбургского, Самарского, Томского, Тюменского, Уральского университетов. Все перечисленные издания испытывают определенные трудности в подготовке статей и их публикации. Вероятно, есть смысл рассмотреть вопрос об издании единого общероссийского университетского «Вестника», создав редакцию из представителей всех университетов. Важным моментом в деятельности университетов является публикация научных статей. Многие годы в каждом университете традиционно издавался «Вестник» университета. За последнее время, в силу объективных причин, число таких изданий сильно сократилось. Однако, ряд таких изданий продолжается, но не в печатной, а в электронной форме на сайтах Алтайского, Башкирского, Калининградского, Московского, Новгородского, Омского, Оренбургского, Самарского, Томского, Тюменского, Уральского университетов. Все перечисленные издания испытывают определенные трудности в подготовке статей и их публикации. Вероятно, есть смысл рассмотреть вопрос об издании единого общероссийского университетского «Вестника», создав редакцию из представителей всех университетов. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
«Вестники» университетов Объединенный «Вестник» университетов Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Электронные библиотеки Фонды полнотекстовых научно-образовательных публикаций. Среди такого рода ресурсов наиболее крупными являются: библиотека сервера философского факультета МГУ; виртуальная библиотека Исторического факультета МГУ; электронная библиотека по химии на сайте «Chemnet» Химического факультета МГУ; университетская электронная библиотека in Folio ( на сайте Анжеро-Судженского филиала Кемеровского университета. Фонд библиотеки - более 4000 текстов по гуманитарным дисциплинам. Среди такого рода ресурсов наиболее крупными являются: библиотека сервера философского факультета МГУ; виртуальная библиотека Исторического факультета МГУ; электронная библиотека по химии на сайте «Chemnet» Химического факультета МГУ; университетская электронная библиотека in Folio ( на сайте Анжеро-Судженского филиала Кемеровского университета. Фонд библиотеки - более 4000 текстов по гуманитарным дисциплинам. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Электронные библиотеки Электронная библиотека по химии Химфак МГУ Электронная библиотека EUNnet Уральского университета Электронная библиотека «InFolio» Анджеро-Судженский филиал Кемеровского университета Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Электронные каталоги университетских библиотек За последнее время появилась возможность работы через Интернет с электронными каталогами многих университетских библиотек (Петрозаводский, Иркутский, Уральский, Ярославский, Тверской, Томский, Алтайский, Якутский, Удмуртский и др.). В ряде случаев библиотеки региона объединяются в единую корпоративную библиотечную сеть. При этом, как правило, обеспечивается поиск литературы сразу во всех каталогах сети через интерфейс Z За последнее время появилась возможность работы через Интернет с электронными каталогами многих университетских библиотек (Петрозаводский, Иркутский, Уральский, Ярославский, Тверской, Томский, Алтайский, Якутский, Удмуртский и др.). В ряде случаев библиотеки региона объединяются в единую корпоративную библиотечную сеть. При этом, как правило, обеспечивается поиск литературы сразу во всех каталогах сети через интерфейс Z Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Библиотечные каталоги Информационные блоки Красноярский Университет Уральский университет Новосибирский университет Ярославский университет Распределенный каталог библиотек Сибири В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Дистанционное образование В ряде университетов приоритетным направлением в использовании информационных технологий явилось дистанционное образование. Соответствующая информация имеется на сайтах РУДН, университетов Нижнего Новгорода, Томска, Ростовского, Уральского, Тюменского, Тульского и Дальневосточного университетов. В ряде университетов приоритетным направлением в использовании информационных технологий явилось дистанционное образование. Соответствующая информация имеется на сайтах РУДН, университетов Нижнего Новгорода, Томска, Ростовского, Уральского, Тюменского, Тульского и Дальневосточного университетов. В Томском университете создан Институт дистанционного образования. В Уральском университете функционирует региональный ресурсный центр открытого и дистанционного обучения "Делфи", созданный как межвузовский центр, направленный на развитие новых образовательных технологий в регионе. В Томском университете создан Институт дистанционного образования. В Уральском университете функционирует региональный ресурсный центр открытого и дистанционного обучения "Делфи", созданный как межвузовский центр, направленный на развитие новых образовательных технологий в регионе. При знакомстве с программами курсов дистанционного обучения далеко не всегда удается получить представление об используемых информационных ресурсах. Как правило, сведения о них носят очень ограниченный характер. Вероятно, если речь идет о новых, еще недостаточно апробированных курсах, то программа и информационные материалы не обязательно должны быть предметом открытого рассмотрения. В тех же случаях, когда речь идет о стандартных учебных дисциплинах, закрывать информацию нет необходимости. При знакомстве с программами курсов дистанционного обучения далеко не всегда удается получить представление об используемых информационных ресурсах. Как правило, сведения о них носят очень ограниченный характер. Вероятно, если речь идет о новых, еще недостаточно апробированных курсах, то программа и информационные материалы не обязательно должны быть предметом открытого рассмотрения. В тех же случаях, когда речь идет о стандартных учебных дисциплинах, закрывать информацию нет необходимости. Информационные блоки В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Дистанционное образование Информационные блоки Томский университет Ростовский университет Уральский университет Дальневосточный университет Кемеровский университет В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Итоги Существенным недостатком в формировании информационного наполнения университетских сайтов является отсутствие координации в распределении труда по созданию ресурсов. К примеру, на сегодня большое количество ресурсов подготовлено в области о химии. С другой стороны, очевидно, что химия сейчас не является наиболее востребованной учебной дисциплиной. Как показывает анализ, даже внутри одной дисциплины ресурсы на сайтах распределены очень неравномерно и часто неоправданно дублируют друг друга. Должна существовать разумная согласованность в организации информационной деятельности и на ее достижение необходимо обратить серьезное внимание. Существенным недостатком в формировании информационного наполнения университетских сайтов является отсутствие координации в распределении труда по созданию ресурсов. К примеру, на сегодня большое количество ресурсов подготовлено в области о химии. С другой стороны, очевидно, что химия сейчас не является наиболее востребованной учебной дисциплиной. Как показывает анализ, даже внутри одной дисциплины ресурсы на сайтах распределены очень неравномерно и часто неоправданно дублируют друг друга. Должна существовать разумная согласованность в организации информационной деятельности и на ее достижение необходимо обратить серьезное внимание. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Запросы на поиск учебников в Интернете Данные по Yandex.Ru на февраль 2003 г. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Итоги Образовательные программы большинства классических университетов имеют много общего, В этой связи естественным является обмен между университетами учебной информацией. Необходима информационная поддержка такой деятельности. Наиболее эффективно она может быть реализована на основе общеуниверситетского портала. Организатором портала должно быть УМО университетов, но в его формировании и конкретной деятельности следует предусмотреть участие всех университетов. Образовательные программы большинства классических университетов имеют много общего, В этой связи естественным является обмен между университетами учебной информацией. Необходима информационная поддержка такой деятельности. Наиболее эффективно она может быть реализована на основе общеуниверситетского портала. Организатором портала должно быть УМО университетов, но в его формировании и конкретной деятельности следует предусмотреть участие всех университетов. Предполагаемые цели и задачи портала могут быть самыми разнообразными: создание учебных материалов общего назначения, разработка модульных лекционных курсов, проведение электронных конференций, семинаров и мастер- классов, а также другие мероприятия, обеспечивающие совершенствование методических основ фундаментального университетского образования. Предполагаемые цели и задачи портала могут быть самыми разнообразными: создание учебных материалов общего назначения, разработка модульных лекционных курсов, проведение электронных конференций, семинаров и мастер- классов, а также другие мероприятия, обеспечивающие совершенствование методических основ фундаментального университетского образования. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Портал университетского образования Система университетского образования по своей сути является многопредметной и включает большое число учебных курсов гуманитарного и естественного содержания. Кроме того, в университетах постоянно расширяется число учебных направлений, развивающихся на междисциплинарной основе (последний пример, организация в МГУ факультета биоинженерии и биоинформатики). Система университетского образования по своей сути является многопредметной и включает большое число учебных курсов гуманитарного и естественного содержания. Кроме того, в университетах постоянно расширяется число учебных направлений, развивающихся на междисциплинарной основе (последний пример, организация в МГУ факультета биоинженерии и биоинформатики). Знания междисциплинарного характера, которые базируются на новейших достижениях науки, являются сегодня наиболее востребованными и в этой связи организация многопрофильного университетского портала является своевременным и перспективным решением. На основе портала будет обеспечена эффективная информационная поддержка многих актуальных направлений и инновационной деятельности в области образования и науки. Знания междисциплинарного характера, которые базируются на новейших достижениях науки, являются сегодня наиболее востребованными и в этой связи организация многопрофильного университетского портала является своевременным и перспективным решением. На основе портала будет обеспечена эффективная информационная поддержка многих актуальных направлений и инновационной деятельности в области образования и науки. В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Информационный блок Портал фундаментального университетского образования информационную поддержку деятельности по формированию и развитию междисциплинарных учебных направлений и курсов (биоинженерия, биоинформатика, нанофотоника и др.) фундаментальный и многопрофильный характер университетского образования, эффективное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин учебно-образовательные материалы высокого качества, прошедшие экспертизу профильного НМС или УМО Обеспечивает Отражает Включает В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Междисциплинарность Химия Физика Биология Математика Факультет биоинженерии и биоинформатики Биоинженерия - создание новых, измененных по нашему плану живых существ. Биоинформатика - математическое обеспечение биоинженерии В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Информационный блок Портал фундаментального университетского образования коллективных проектов по созданию и совершенствованию общеуниверситетских курсов (программы, методические материалы, учебники, практикумы, задачники) инновационных методов обучения в университетском образовании актуальных и перспективных научных и технологических направлений, для работы в которых востребованы выпускники университетов Информационная поддержка Маркетинг Мониторинг В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.
Информационный блок фонда ссылок на значимые и актуальные сообщения на российских и зарубежных сайтах Интернет информации на сайтах зарубежных университетов Портал фундаментального университетского образования Создание Мониторинг работе с Интернет информацией, электронными системами обучения, системам поиска и т.д. Обучение В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский, Телематика 2003, С.-Петербург, апреля 2003 г.