ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Методика преподавания курса «История мировой культуры» З.И. Лозинг, заместитель директора гимназии 42.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
1 МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ» Математические методы и модели в агроэкологии.
Подготовил : Пономарёв Михаил 10 « А ». Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового.
Воображение. Выполнили : 115 група : Архангельская Карина Симбарская Анна 114 группа : Новожилова Наталья 116 группа : Корнева Мария
Транксрипт:

ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»

Понятие парадигмы ( Т. Кун) Парадигма – совокупность концептуальных рамок науки, её общепринятых ценностей и фундаментальных научных установок, представлений и терминов, общепринятые научные традиции, принимаемые и разделяемые научным сообществом. Непарадигмальные проблемы – проблемы, которые невозможно решить в рамках общепринятой парадигмы.

Типология реальности объектов познания 1. Физическая реальность как действительность; 2.Физическая реальность как существование; 3. Модельная реальность; 4. Особый тип реальности, присущий рассматриваемому нами объекту – образно-символическая (мифическая) реальность.

Формирование представления об объекте методом аналогии 1.Поиск аналогов известному в неизвестном, осуществляемое контекстуально либо концептуально; 2.Построение схемы объекта как системного целого; 3.Определение характера взаимодействий системы – как внутренних, так и внешних; 4.Оперирование с полученным артефактом.

Примеры аналогии

Характеристики образно- символической реальности «Для меня не является тайной, сколь податливую материю представляет миф, как легко его можно привлечь, а то и притянуть в подтверждение разных точек зрения и какое большое содержание заложено в нем, так что прекрасно можно найти в нем и такой смысл, о котором никогда раньше и не помышляли». Ф. Бэкон, «О мудрости древних»

Художественные приемы мифа – аллегория и метафора работают на создание образа, отличающегося от понятия в первую очередь тем, что оставляет теоретическую возможность многообразных трактовок одного и того же предмета. «…ибо, когда речь заходит о новых открытиях, далеких от представлений толпы и глубоко скрытых от неё, нужно искать более удобный и легкий доступ к человеческому пониманию через параболы…» Ф Бэкон, там же.

Возможности познания в пространстве образно-символической реальности Образно-символическая реальность позволяет «удерживать» в мышлении целостность объекта в процессе его анализа. Мифологическое мышление сосуществует с философским и научным, являясь их «фундаментом». Философское и научное мышление производны от мифологического. В образно-символической реальности отсутствует запрет на взаимопереход рационального и внерационального. Такого рода запрет возникает на рассудочной стадии мышления. Соответственно в этой реальности признается значимость внелогического (на основе нераздельности вещи и её образа) Возможно намеренно допущение логических ошибок в качестве приема, облегчающего поиск новых методов исследования.

Почему не имеет смысла проводить аналогию между земным и инопланетным разумом Известные нам законы природы распространяются только на физическое тело человека; Разум имеет эмерджентную природу и постоянно находится в естественном для него состоянии становления; Эмерджентность разума делает неосуществимым его многократное воспроизведение.

Этика – философская основа нормативной системы совместной жизнедеятельности людей, детерминированная их культурой. Этические принципы носят характер идеала и не реализованы полностью в жизни землян. Едва ли можно ожидать, что инопланетный разум реализует наши идеалы.

«Кризис роста» связан со стремлением современной науки выйти за пределы познаваемого разумом. (Й.Хёйзинга) Конкретность и метафоричность мифологического мышления не мешают процедурам обобщения, классификации и логического анализа. (К. Леви – Стросс)