Виртуальная обучающая среда для изучения и преподавания химии. Проблемы и пути реализации. Миняйлов В. В., Игнатова И.Г., Лунин В.В. Я. Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Московский областной центр новых информационных технологий
Почему?
Тенденция уменьшения учебного времени на изучение химических дисциплин Тенденция уменьшения учебного времени на изучение химических дисциплин Нехватка преподавателей Нехватка преподавателей Потребность в быстром изменении программ в ответ на запросы рынка Потребность в быстром изменении программ в ответ на запросы рынка
Электронная библиотека по химии на ChemNet.Ru С 1994 г.
Основан в 1994 г. Объем запрошенной информации, Гб Chemnet - наиболее посещаемый сайт по химии в России
Виртуальная обучающая среда как интегрированная форма использования ИКТ в преподавании химии
УМС по химии УМО по классическому университетскому образованию 70 организаций - членов УМС на март 2005 г.
Алтайский государственный университет Алтайский государственный университет Астраханский государственный университет Астраханский государственный университет Башкирский государственный университет Башкирский государственный университет Бурятский государственный университет Бурятский государственный университет Воронежский государственный университет Воронежский государственный университет Вятский государственный гуманитарный университет Вятский государственный гуманитарный университет Дальневосточный государственный университет Дальневосточный государственный университет Ивановский государственный университет Ивановский государственный университет Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет Калининградский государственный университет Калининградский государственный университет Кемеровский государственный университет Кемеровский государственный университет Красноярский государственный университет Красноярский государственный университет Липецкий гос. Технический университет Липецкий гос. Технический университет Мордовский Государственный Университет Мордовский Государственный Университет Новосибирский государственный университет Новосибирский государственный университет Ростовский государственный университет Ростовский государственный университет Самарский государственный университет Самарский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет Саратовский государственный университет Саратовский государственный университет Тамбовский государственный университет Тамбовский государственный университет Тверской государственный технический университет Тверской государственный технический университет Тюменский государственный университет Тюменский государственный университет Удмуртский государственный университет Удмуртский государственный университет Уральский государственный университет Уральский государственный университет Якутский государственный университет Якутский государственный университет Ярославский государственный технический университет Ярославский государственный технический университет Опрошенные университеты
Доля компьютеров, подключенных к Интернету Все факультеты имеют компьютерные сети Все факультеты имеют компьютерные сети
Доля студентов, обеспеченных компьютерами В 92% организаций компьютеры, доступные студентам, объединены в сети В 92% организаций компьютеры, доступные студентам, объединены в сети А в 72% организаций в сети объединены ВСЕ «студенческие» компьютеры А в 72% организаций в сети объединены ВСЕ «студенческие» компьютеры
Техническое обслуживание компьютерного парка и сети
Доступ студентов к ПК
Какую информацию из Интернета используют студенты в учебном процессе Учебные материалы по текущим учебным курсам, опубликованные в Интернете преподавателями своего факультета или на других ВУЗов? 92% Копии статей из электронных версий научных журналов и книг? 92% Информацию о зарубежных университетах и научных лабораторий по имеющимся в сети сайтам этих организаций? 76% Фактографическую информацию из зарубежных или отечественных баз данных? 68% Что-нибудь другое? 26%
Использование ИКТ в учебном процессе Подготовка учебных материалов в электронной форме 96%96%96%96% Подготовка материалов в бумажной форме 92%92%92%92% Использование в процессе обучения средств электронного тестирования 60%60%60%60% Использованием электронной почты в процессе общения студентов и преподавателей 56% Использование сетевых средств коллективной работы 40% Дистанционное обучение 20%
Используются ли преподавателями учебные материалы по химии, опубликованные в Интернет? Да, в 96% опрошенных ВУЗов
Публикация учебных материалов в Интернете Свои сайты или разделы на сайтах ВУЗов имеют 84% опрошенных организаций Свои сайты или разделы на сайтах ВУЗов имеют 84% опрошенных организаций В 72% организаций преподаватели публикуют свои учебные материалы в Интернете В 72% организаций преподаватели публикуют свои учебные материалы в Интернете Финансовая поддержка создания электронных учебных материалов и курсов дистанционного образования осуществляется в 24% опрошенных организаций Финансовая поддержка создания электронных учебных материалов и курсов дистанционного образования осуществляется в 24% опрошенных организаций
Свободный доступ 83% Только для сотрудников и студентов ВУЗа 50%50%50%50% Оба указанных выше варианта 33% Платный доступ 11%11%11%11% Доступ к опубликованным в Интернете учебным материалам
Какие функции Виртуальной обучающей среды по химии наиболее востребованы? Библиотека электронных учебников и учебных пособий 9,8 Быстрая и интуитивно понятная для преподавателей химиков система публикации в Интернете текстов учебных материалов, контрольных задач и тестов. 8,0 Компьютерные on-line версии прикладных программы по химии 7,9 Система тестирования и библиотека тестов 7,2 Система проведения процесса обучения и контроля результатов 6,7 Система проведения электронных конференций 6,1 Виртуальные лаборатории (мультимедиа лаборатории) 5,6 Системы коллективной работы 4,4
Какую информацию из Интернета используют студенты в учебном процессе Учебные материалы по текущим учебным курсам, опубликованные в Интернете преподавателями своего факультета или на сайтах других ВУЗов? 95% Подготовка учебных материалов в электронной форме 96% Использование ИКТ в учебном процессе Используются ли преподавателями учебные материалы по химии, опубликованные в Интернет? Да, в 96% опрошенных ВУЗов Публикация учебных материалов в Интернете В 72% организаций преподаватели публикуют свои учебные материалы в Интернете В 72% организаций преподаватели публикуют свои учебные материалы в Интернете Библиотека электронных учебников и учебных пособий 9,8 Какие функции Виртуальной обучающей среды по химии наиболее востребованы
Учебные материалы по химии Иркутский государственный университет Уральский государственный университет Красноярский государственный университет Новосибирский государственный университет Алтайский государственный университет Московский государственный университет
Рост интереса к учебным материалам портала Chemnet Объем запрошенной информации, Гб
Планируемые элементы Виртуальной обучающей среды 1. Библиотека электронных учебных материалов 2. Инструменты простой и быстрой публикации электронных учебных материалов в Интернете 3. Система тестирования и инструменты создания и публикации тестов 4. Система проведения процесса обучения и контроля результатов
Система дистанционного обучения ОРОКС
Виртуальная обучающая среда ОРОКС
Электронный обучающий модуль по химической кинетике
СУНЦ МГУ
Виртуальная обучающая среда для изучения и преподавания химии. Проблемы и пути реализации. Миняйлов В. В., Игнатова И.Г., Лунин В.В. Я. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Химический факультет