РСПП, 6 ноября 2013 года Нужна ли антимонопольная регламентация торговой политики частных компаний Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член комитета РСПП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВМЕСТНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ЛЕОНТЬЕВСКОГО ЦЕНТРА, СИ РАН, НИУ ВШЭ И СПБ ЭМИ РАН 17 МАЯ 2013 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
ОШИБКИ I И II РОДА В ПРАВОПРИМЕНЕНИИ: ИСТОЧНИКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ВЫВОДЫ ДЛЯ ПОЛИТИКИ Шаститко А.Е. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Антимонопольное регулирование в России V ежегодная конференция Москва, 25 октября 2013 г. Необходимы ли антимонопольные исключения для РИД? Шаститко А.Е.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Реализация полномочий по выдаче предписаний о реализации продукции на товарной бирже и согласование формирования стартовой.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Может ли быть юридически малозначительным нарушение законодательства о конкуренции? Американская точка зрения Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро.
1 Cостояние практики правоприменения в сфере ИКТ Заседание Комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям Совета РСПП по конкурентоспособности.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Транксрипт:

РСПП, 6 ноября 2013 года Нужна ли антимонопольная регламентация торговой политики частных компаний Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член комитета РСПП по конкуренции Заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, Директор центра исследования конкуренции и экономического регулирования РАНХ и ГС при Президенте РФ

Предлагаемый подход – Регламентация ТП в отдельных случаях может быть полезна, но унификация требований к правилам ТП компаний чревата негативными последствиями для бизнеса; – Может служить способом снижения коррупционной составляющей при взаимодействии менеджеров компании с контрагентами, но зачастую ценой потери гибкости при принятии решений; – Определить роль ФАС в разработке и согласовании ТП с учетом необходимости балансирования между антимонопольным принуждением, адвокатированием конкуренции и экономическим регулированием; 2

Предлагаемый подход – Необходимо вернуться к идее последовательной реализации принципа нецелесообразности государственного вмешательства, в т.ч. регуляторного, в механизмы взаимодействия компании со своими контрагентами (если не доказано обратное); – Трансформировать обсуждаемые инициативы по регламентации торговых практик на регламентацию корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе системы управления антимонопольными рисками, а не на основе регламентации цен и других условий договора; – Создать предпосылок для самостоятельной разработки компаниями политик по управлению антимонопольными рисками. 3

Постановка проблемы 4 Предложения о внесении изменений в Закон о защите конкуренции в части регламентации торговой практики (политики) частной компании (далее - ТП): Цель: обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого компания занимает доминирующее положение; Условия регламентации: нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), контроль сделок экономической концентрации; Содержание ТП: характеристика товара, сведения об определении цены и объемах реализации, существенные условия договоров и типовой договор, основания для отказа в заключении договора; Раскрытие ТП на сайте компании. Распространяющаяся практика предписаний ФАС разработки торгово-сбытовых политик

Российская практика 5 Сделки экономической концентрации –Подходы к ценообразованию для разных категорий потребителей (слияние «Уралкалий» и «Сильвинит») –Сбытовая политика по каждому виду продукции для каждой категории потребителей («Саф-Нева» и «Воронежские дрожжи») Злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) –Порядок взаимодействия с контрагентами, критерии их отбора и заключения договоров («Ново Нордиск») –Порядок и условия реализации продукции (АК «Алроса») Инициатива компаний –Порядок ценообразования и реализации продукции («ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть») –Перечень оснований для предоставления скидок/приплат («Металлоинвест»)

Российская практика – аналоги ТП 6 Антимонопольная регламентация –Порядок взаимодействия торговых сетей с поставщиками (Закон о торговле) –Ценовые и неценовые условия взаимодействия с контрагентами (предписания по антимонопольным делам) –Рекомендованные Правила недискриминационного доступа (хлористый калий, апатитовый концентрат) Отраслевое регулирование –Правила недискриминационного доступа к мощностям естественных монополий –Ценовое регулирование

Зарубежный опыт 7 Корпоративная политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства –Механизм управления антимонопольными рисками (risk-based): компания оценивает риски нарушения антимонопольного закона (всех типов) для данной конкретной компании и впоследствии принимает меры для снижения именно этих рисков; –Установление строгих запретов на определенные практики (DON'Ts) и ситуации повышенного риска (RED FLAGs); –Процедуры заключения и исполнения договоров с контрагентами либо не затрагиваются, либо описываются в самой общей форме; –Необходимы тонкие настройки стимулов к добровольной реализации корпоративных политик компаниями.

Эффекты регламентации 8 –Эффект «ползучего регулирования» (смена режима отношений «государство-компания» вне рамок прямого государственного регулирования); –Обеднение множества контрактных альтернатив (отсутствие прогресса/снижение договорной культуры); –Отсутствие единого понимания предмета регламентации (в т.ч. за счет конфликтности с целями регулирования отдельных компаний); –Рост издержек контроля торговых практик частных компаний с увеличением их количества; –Повышение прозрачности vs. риски вредной для конкуренции координации на рынке; –Издержки адаптации торговой политики: (1) в деятельность компании; (2) к изменяющимся условиям внешней среды.

Спасибо за внимание!