СМИ КАК КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ доцент, д.ф.н. Галина Германовна Щепилова
Немного истории…
Допечатный период Рукописные издания: информационное сопровождение торговых сделок; информирование населения о возможностях торговли Информационная система финансовых институтов (Дом Фуггеров) За информацию платят деньги
Изобретение книгопечатания Иоганн Гутенберг, середина ХУ в. Ориентация на создание типографий и издательств (как бизнес, но просветительская деятельность и политические риски не исключены) Главный продукт – книга. Бизнес-модель: продажа выше себестоимости, достижение точки безубыточности.
Первые печатные газеты Relation (Страсбург) – янв г. Издатель: Иоганн Каролюс. Avisa Relation oder Zeitung (Аугсбург) – 1609 г – 1630 гг. – в 30 городах Европы выходят еженедельные газеты Einkommende Zeitung г., Лепциг – первая ежедневная
Einkommende Zeitung г., Лейпциг – первая ежедневная газета
С самого начала – бизнес… Leipziger Zeitung (1668 г.) – 204 экз. Подписка – 10 талеров Расходы: Печать и бумага – 379 талеров Плата за корреспонденции – 300 талеров Прочие расходы – 500 талеров Доход: 861 талер (42% от валового)
Для справки… Первым в Европе чеканку крупной серебряной монеты весом в унцию начал эрцгерцог Тироля Сигизмунд. В 1484 году им была выпущена монета из высокопробного серебра весом около 15,5 г. В 1486 году он выпустил вдвое большую монету весом 31,83 г. Она содержала 29,23 г чистого серебра
Все доходы только от читателя На первом этапе существования СМИ все доходы и прибыль идут только от читателя. Есть исключения: дотация со стороны: государства или отдельных лиц. Пример: Теофраст Ренодо и La Gasette Но ситуация быстро меняется…
Появление рекламы в печатных СМИ Во второй половине ХУ11 века - продажа газетного места под платные объявления. Оформление рекламы Первая рекламная газета – Public Advertiser Разделы семейно-брачных объявлений
Что рекламируется Торговая реклама – обычно реклама ввозимых товаров Частные объявления
Примеры рекламы Кто хочет доброй выпивки – тому я могу помочь, так как имею информацию о весьма хорошем месте для таковой. Молодая леди, бывшая в игорном доме вечером в прошлый четверг и получившая удар в грудь деревянной тростью, коль скоро захочет встретить меня в воскресенье в 2 часа или написать мне по следующему адресу… узнает благоприятные для себя сведения…
Еще примеры Продаются огурцы лучшего соления и примерного поведения кучер с женой. Продается подержанный черпак, обшитый широким позументом и бахромою, походная кровать…. Спросить о них, едучи к конной гвардии в смежном с Таврическим садом каменным доме у живущих над погребом.
Развитие массовой периодики Бенджамин Дэй 3 сентября 1833 г. приступил к изданию газеты «New York Sun»– маркетинговый подход: продажа ниже себестоимости, в розницу (разносчики), упрощенный контент. Массовые издания к концу 1840-х гг. стали приносить солидные доходы: прибыль от продажи тиража и от рекламы.
Российская специфика Позднее появление периодики – «Ведомости» (1703 г.). Рекламы практически нет. «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 г. пришли на смену петровским «Ведомостям». Рекламы много - уже к середине ХУ111 в. раздел рекламы по объему равнялся ее информационной части. Темы для рекламных публикаций были весьма разнообразны.
Печать в России: развитие В 1820 году в стране выходило всего 26 газет и журналов, одноразовый тираж даже самых успешных газет, типа «Северной пчелы», не превышал нескольких тысяч экземпляров. В 1855 году в стране издавалось лишь 139 газет и журналов, к 1880-му году их число выросло более чем втрое до 483. Главным приоритетом лучших газет и журналов являлась все же не коммерческая, а общественно- политическая тематика публикаций. Реклама в значительной степени получила развитие в российских СМИ лишь в предреволюционные годы ХХ столетия
Реклама и СМИ в ХХ в. Коммерческая реклама превратилась в основной источник дохода для СМИ. Усиление конкурентной борьбы за рекламные доходы, появление радио и телевидения. Расширение практики иллюстрирования изданий.
Типологическое разнообразие Массовые газеты. Качественные газеты. Еженедельные журналы новостей. Деловые журналы. Иллюстрированные журналы. Журналы о моде и стиле жизни. Научно-популярные журналы. Издания для профессиональной аудитории (B2B) Бесплатные газеты.
Основные модели теле- и радиовещания коммерческая модель общественное вещание государственное финансирование смешанная форма финансирования
Здесь и сейчас…
Рекламные затраты на душу населения, USD год Источник: ZenithOptiMedia, АЦВИ
РЕКЛАМА – ДЕНЬГИ ДЛЯ СМИ Печатные СМИ массового сегмента зарабатывают от рекламы 50-70% Бесплатные газеты – 100% Радио и ТВ – 100%
Динамика долей медиа 23 * - Прочие медиа: indoor и кинотеатры Источник: АКАР
ДЕНЬГИ ОТ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ млрд. р. сегмент2011 год2012 годприрост % ТВ Интернет Печатные СМИ Радио
Основная модель: рекламная К.Финк отмечает, что «многие газетные аналитики считают правильным соотношение 60 процентов рекламной площади к 40 процентам площади, занятой под редакционные материалы» Российская специфика: закон, перегистрация СМИ.
Способы получения печатных СМИ
Основные издательские дома и группы Number of editions (incl. supplements): 56 SOM (Jan-Dec 2011) – 16% Luxury Design Magazines Others Male Magazines Business Papers / Magazines Travel magazines Female and Glossy Magazines
Основные издательские дома и группы Number of editions (incl. supplements): 18 SOM (Jan-Dec 2011) – 11.5% Number of editions (incl. supplements): 11 SOM (Jan-Dec 2011) – 5.8%
Мужские (в т.ч. тематические) Celebrity Женские: тематические Основные издательские дома и группы Total number of editions - 55 SOM (Jan - Dec 2011) – 5,4% Женские Женские: тематические-интерактивные + 26 развлекательных изданий посвящённых кроссвордам, судоку и т.п.
Total number of editions 9 SOM (Jan-Dec 2011) – 2,1% Основные издательские дома и группы Total number of editions - 4 SOM (Jan - Dec 2011) – 3,5% Total number of editions - 9 SOM (Jan - Dec 2011) – 5,8%
ИД Комсомольская правда ИД Труд ИД Аргументы и факты ИД Экстра-М Total number of editions - 6 SOM (Jan - Dec 2011) – 11,1% Total number of editions - 10 SOM (Jan - Dec 2011) – 4,6% Основные издательские дома и группы
Топ 20 изданий по объёмам рекламных бюджетов в 2012 году, млн. долл. (44% рынка)
Cable and Satellite City (Local) Channels Network Channels General Interest Thematic Channels National Channels 33
Среднесуточное телесмотрение, минуты. Аудитория
Источник: Internet World Stats – Нидерланды 93% Испания 67% Италия 58% Франция 80% Германия 83% 53млн 52млн 67млн 32млн36млн 16млн Польша 65% 25млн Россия 68 млн 48% Бразилия 88 млн 46% Украина 34% 15млн Австралия 20 млн 89% Великобритания 84% США 245 млн 78% Июнь 2012 Интернет пользователи в странах Европы, млн. чел (тор 10) Июнь 2012 Румыния 44% 10млн Китай 538 млн 40% 35
Источник: TNS Россия, M-Index 2012/2, Россия (города 100+) Сибирский 13.4% (5.1млн) Уральский 8.3% (3.2млн) Дальневосточный 4 % (1.5млн) Северо-Западный 11.3% (4.3млн) Приволжский 18.1% (7млн) Южный 12.3% (4.7млн) Центральный 32.6% ( 12.6млн) Вся Россия: 38.7 млн. человек Интернет пользователей 36
Доля Интернет пользователей по типам населенных пунктов, % от жителей
ТОП Источник: TNS Россия, MIndex, Россия (города 100+)
Радио
Где слушают радио?
Топ-20 радиостанций (% - охват за неделю)
Top 15 радиостанций по объёмам привлечённой рекламы (75 % рынка), млн. долл.
Литература Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой– М.: Аспект Пресс, Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. – М.: Аспект Пресс, Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Д. Фитоновского. – М.: Праксис, Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
Как вы считаете: Реклама в современных СМИ: зло или благо?
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!