В.Л.Тамбовцев Политическая экономия судебной реформы Санкт-Петербург 11 февраля 2005
2 По материалам проекта МОНФ «Эффективность гражданского судопроизводства в России: институциональный анализ и институциональное проектирование» Участники проекта: А.А.Аузан, А.А.Бальсевич, С.Г.Маковецкая, А.В.Монахов, Д.М.Сорк, В.Л.Тамбовцев, И.В.Черняков
3 Базовые идеи проекта: Система гражданского судопроизводства – одна из дискретных институциональных альтернатив улаживания частных конфликтов Судебная реформа – институциональное изменение, переход от одной дискретной альтернативы к другой
4 Как всякий институт, система правил улаживания конфликтов имеет: координационные последствия координационные последствия ограничительные последствия ограничительные последствия распределительные последствия распределительные последствия Эти последствия различны для разных экономических агентов и их ассоциаций, а также для общества в целом Эти последствия различны для разных экономических агентов и их ассоциаций, а также для общества в целом
5 ограничения на возможные изменения ограничения на возможные изменения 1. Эффект блокировки 2. Зависимость от предшествующего развития
6 Эффект блокировки: выгоды, получаемые одной из групп в рамках существующего института, столь велики, что позволяют ей блокировать его изменения, - прежде всего, посредством действий на политическом рынке политическая экономия судебной реформы: qui prodest? политическая экономия судебной реформы: qui prodest?
7 1.Участники судебного процесса: - стороны конфликта - стороны конфликта - судейские - судейские - заинтересованные лица: - заинтересованные лица: все, кто связан со сторонами конфликта - общество (экономика) в целом (кто представляет их интересы?) - общество (экономика) в целом (кто представляет их интересы?) 2. Выгоды и издержки участников
8 Зависимость от предшествующего развития: ограничения на возможные альтернативы - Конституция РФ - Тип правовой системы - Традиции, обычаи, неформальные нормы - «Физические» ограничения - Действующие законы
9 Логика улаживания (частного) конфликта: конфликт Силовое решение Прямые переговоры Успешное решение Обращение к третьей стороне Альтернативные институты
10 Технология судебного процесса в РФ Истец: подача документов - получение информации - получение информации - подготовка документов - подготовка документов - уплата госпошлины - уплата госпошлины - передача документов в суд - передача документов в судСуд: - распределение дела между судьями - проверка документов на наличие реквизитов - проверка полномочий лиц - вынесение определения о возбуждении дела об отказе, и т.д. - вынесение определения о возбуждении дела об отказе, и т.д.
11 На каждом шаге возможны варианты его реализации, сопряженные с разными издержками для разных участников из их полного перечня (слайд 7) Кроме того, возможны и альтернативы судебной технологии в целом: квазисудебные процедуры квазисудебные процедуры СРО СРО мировые судьи мировые судьи третейский суд третейский суд
12 Важность издержек: Частные стимулы к внесению иска: С р < Рh Социальные стимулы к внесению иска: Q'(С P + С D + C S ) < (Q – Q') h – x где: Q – вероятность причинения h при условии, что иск вносится, С D и C S – судебные издержки ответчика и государства, x – издержки предосторожности ответчика, если иски вносятся [S.Shavell, 1982]
13 Иски желательны для истцов, если их судебные издержки меньше выгоды Иски социально желательны (поскольку увеличивают богатство общества), если ожидаемые суммарные судебные издержки меньше, чем чистая выгода от сокращения числа конфликтов, обусловливающих подачи исков Но: чья это выгода (см. слайд 7)?
14 Политэкономия судебной реформы: как вменить (интернализировать) общественные выгоды группам частных специальных интересов? как вменить (интернализировать) общественные выгоды группам частных специальных интересов? Выгоды, в отличие от издержек, - неуправляемы ? Организации гражданского общества как механизм (канал) такого вменения Организации гражданского общества как механизм (канал) такого вменения
15 Если выгоды не управляемы, анализ и сопоставление издержек, сопряженных с вариантами разрешения гражданских конфликтов, составляет основное содержание экономической составляющей институционального анализа и проектирования вариантов судебной реформы
Выводы для реформы 16 Информационное обеспечение Информационное обеспечение Предсказуемость решений (= независимость судей) Предсказуемость решений (= независимость судей) ADR ADR