LOGO Культурное производство и творческие индустрии
LOGO (1950-е): Чем расплачивается аудитория? В число «товаров», производимых СМИ входит и аудитория (Д.Смайт) Работник ~ покупатель, Все время, пока человек не спит, является рабочим, Повышение уровня жизни и увеличение свободного времени – два взаимосвязанных и ключевых для медиаэкономики процесса Расплачивается временем Модель рекламных продаж
LOGO Свободное время как экономический ресурс П.Сорокин Рабочее время – необходимо для поддержания физического и социального существования Свободное время – время отдыха, предоставляющее свободу выбора между множеством видов деятельности
LOGO Сегодняшние модели потребления
LOGO Свободное время как экономический ресурс 1 Свободное время, или досуг (leisure) – это часть бюджета времени – суточного, недельного, годового, которая относится к нерабочему времени, но органично связано с рабочим временем. 2 Понятие свободного времени в современном обществе включает в себя элементы умственной, социальной, физической активности, развлечения и отдых.
LOGO Досуг у людей с разным уровнем образования 1985 (США) малообразованные мужчины стали отдыхать на 8 часов в неделю больше, высокообразованн ые – на 6 часов меньше Статистика 1985 (США) У высоко- образованных женщин время досуга сократилось на 5 часов, у низкообразованных – только на 2 часа 2005 (США) малообразованные мужчины проводили на работе всего на 1 ч. меньше, но умудрялись отдыхали на 4 ч. больше
LOGO Причины неравенства свободного времени Усиление конкуренции в трудовых коллективах, приводящие к интенсификации труда в рабочее время, добровольное увеличение продолжительности рабочего дня Изменение форм досуга, направленное на повышение самореализации, творческое использование новых медиатехнологий начинает занимать все большее место Влияние НТР на организацию труда, требующее дополнительного обучения по использованию новых технологий и постоянного повышения квалификации Свободное время капитализируется
LOGO Свободное время связывает взаимоисключающее – работу и отдых
LOGO Новые платформы потребления и новые каналы доставки содержания, основанные на цифровых мобильных технологиях Экономика, ориентированная на потребление Причины сращивания СМИ с экономикой свободного времени Повсеместное падение интереса к политике, рост интереса к профессиональной карьере и личной жизни
LOGO СМИ в системе творческих индустрий 1 Формирование общества потребления породило бизнес по конструированию аудитории 2 На современном этапе перехода к постиндустриальному обществу и его модели экономики, базирующейся на сервисном секторе, потребление все больше смещается в сторону нематериальных благ
LOGO Индустрия культуры Культура демократизировалась Произведения искусства лишились своей уникальности Т.Адорно и М.Хоркхаймер «Диалектика просвещения» - индустрия культуры – планомерная деятельность на базе современных технологий по производству продукции для массового потребления в свободное время, в значительной степени определяя природу этого потребления
LOGO Продукты творческого труда = товар для реализации и дохода
LOGO ТВОРЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Практики и теоретики
LOGO Компоненты культурных индустрий: Художественный и антикварный рынок Архитектура Ремесла и прикладные искусства Дизайн Мода Кино и видео Музыка Исполнительские искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу) Литература и книгоиздание Программное обеспечение Мультимедиа и интерактивные компьютерные программы (офисные, обучающие, игровые и т.д.) Телевидение и радио Реклама
LOGO Понятие творческих индустрий (1998) это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности (департамент культуры, медиа и спорта правительства Великобритании). В этом же году в американском журнале Business Week впервые было введено в оборот понятие «творческая экономика». В 2001 выходит книга Джона Хокинса «Творческая экономика», в которой экономический успех связывается с предложением новых идей.
LOGO СМИ конкурируют на трех рынках Конечные потребите ли Рекламодат ели Авторы Контракты с авторами Лицензирование и авт.права Синдицирование Розничные продажи Подписка Продажа рекламных площадей Спонсорство и мероприятия
LOGO
Творческий класс и изменения культурной политики Франция, 1968 «Вся власть воображению!», «Будьте реалистами – требуйте невозможного!», «Счастье – это новая идея!», «Забудь все, чему тебя учили, - начни мечтать!», «нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!», «Структуры для людей, а не люди для структур!» Важнейший фактор феминизм, революционные молодежные группы разного толка, активистов сексуальных и этнических меньшинств, движения за самоорганизацию сообществ и охрану окружающей среды
LOGO 2 Индустриальный - основа его развития – применение технических средств производства 1 Доиндустриальный (аграрный) – главная движущая сила – ручной труд по обработке земли Дэниел Белл (1970-е) 3 «Информационное обществом», поскольку его основной движущей силой стала информация и конкуренция специальных знаний
LOGO Как рождаются инновации
LOGO Потребители инновации по Эверетту Роджерсу
LOGO