1 Тема 7. Политическая экономия диктатуры 1.Типология диктаторских режимов. 2.Тинпот диктатура. 3.Тоталитарная диктатура. 4.Тирания. 5.Тимократия. 6.Причины экономической неэффективности диктаторских режимов. 7.«Государственное управление имеет значение».
Типология диктаторских режимов Таблица 7.1.
Тинпот диктатура Цель тинпот-диктатора – остаться у власти с минимальными издержками (максимизировать потребление). Производственная функция власти тинпот- диктатора: (7.1) Где L – уровень лояльности народа к режиму, R – уровень репрессий (см. рис. 7.1). (7.2) Лояльность – постоянный фактор производственной функции власти тинпот- диктатора, репрессии – переменный фактор.
Тинпот диктатура Рисунок 7.1
Тинпот диктатура Пусть P L – «цена» единицы лояльности: (7.3) Где PE – параметр экономической эффективности тинпот-диктатуры (уровень жизни населения при этом режиме). P L /L>0; P L /R
Тинпот диктатура Проблема, решаемая тинпот-диктатором, при условии, что P R и PE – константы, выглядит следующим образом: (7.5) Где π min – минимальный уровень власти, необходимый для ее сохранения. Из (7.5): (7.6) (7.7)
Тинпот диктатура Из (7.6) и (7.7): (7.8) Где π L =π/L; π R =π/R; P LL =P L /L; P LR =P L /R. Так как P L /R
Тинпот диктатура Где t – ставка подоходного налога; Y 0 – доход населения до налогообложения; η – эластичность дохода по ставке подоходного налога, показатель, отражающий сокращение стимулов к производительной деятельности при введении (увеличении) налогообложения; Y D – распола- гаемый доход населения [Y D =(1-t)Y 0 (1- ηt)]; – темп роста располагаемого дохода (прокси PE). (7.10) Или (7.11)
Тинпот диктатура В правой части (7.11) – предельные издержки увеличения налогового бремени. Они растут, так как увеличение налогообложения сокращает лояльность населения к диктатору. (7.12) Из (7.11): (7.13)
Тинпот диктатура Рисунок 7.2
Тинпот диктатура Рисунок 7.3
Тоталитарная диктатура Цель тоталитарного диктатора – власть над людьми. Признаки тоталитарного режима: 1.Существование официальной идеологии; 2.Однопартийная система; 3.Террористические полицейские силы; 4.Монополия на средства массовой информации; 5.Монополия на владение оружием; 6.Государственный контроль над экономикой.
13 Рисунок Тоталитарная диктатура
14 Проблема, решаемая тоталитарным диктатором выглядит следующим образом: (7.14) Где L S – функция предложения лояльности. Из (7.14): (7.15) (7.16) Или: (7.17) 7.3. Тоталитарная диктатура
15 Рисунок Рисунок Тоталитарная диктатура
Тирания Тиран, так же, как и тоталитарный диктатор, пытается максимизировать свою власть, однако у него нет политической партии и других политических институтов позволяющих тоталитарному диктатору решать проблему агентских отношений. Инструменты для поддержания лояльности: Подарки; Завоевания; Патронаж; Идеология (культ). Тиран заинтересован в противодействии экономическому развитию.
Тирания Рисунок 7.6
Тимократия Почему тимократ будет применять репрессивные меры? Необходимость защиты своей власти от посягательств; Сложность мониторинга и необходимость наказания подданных, наиболее склонных к рентоориентированному поведению; Необходимость защиты подданных от возможного прихода к власти менее «доброго» правителя.
19 Рисунок 7.7 Almeida, Heitor and Ferreira, Daniel (2002), Democracy and the Variability of Economic Performance, 14(3) Economics & Politics, Almeida, Heitor and Ferreira, Daniel (2002), Democracy and the Variability of Economic Performance, 14(3) Economics & Politics, Причины экономической неэффективности диктаторских режимов Автократии vs. демократии Экономический рост
20 Автократ будет производить меньше общественных благ, по сравнению с демократическим правителем, так как его цель – максимизация ренты, то есть разницы между его доходами, получаемыми от налогообложения граждан и расходами на производство общественных благ, в первую очередь, защиты прав собственности. Политическая конкуренция увеличивает производительность труда, за счет стимулирования инноваций и распространения лучших практик Причины экономической неэффективности диктаторских режимов
21 Демократические институты, такие как разделение властей и выборы, позволяющие гражданам регулярно менять власть дают возможность демократическим правителям давать своим подданным гарантии (достоверные обещания) того, что они не будут проводить хищническую политику, то есть вести себя как бандиты- гастролеры в терминологии М. Олсона Причины экономической неэффективности диктаторских режимов
22 Почему диктатор может вести себя как бандит-гастролер? Диктатор может быть недостаточно хорошо осведомлен о реальном положении дел. Диктатор может быть не уверен в своем будущем из-за относительной неустойчивости диктаторских режимов, или из-за отсутствия легитимного механизма передачи власти преемнику Причины экономической неэффективности диктаторских режимов
23 Почему диктатор может вести себя как бандит-гастролер? Диктатор может не только собирать налоги с подданных, но и получать прибыль от находящихся в его собственности компаний. Диктатор может счесть для себя выгодным ведение военных действий против соседних государств Причины экономической неэффективности диктаторских режимов
24 Государственное управление – это те традиции и институты, которые представляют власть в той или иной стране: 1.Процесс выбора, контроля и смены правительства; 2.Способность правительства разрабатывать и реализовывать качественную политику; 3.Уважение граждан и государства к тем институтам, которые регулируют их экономическое и социальное взаимодействие «Государственное управление имеет значение»
25 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Участие общественности и подотчетность Политическая нестабильность и насилие Эффективность правительства Регуляторное бремя Верховенство закона Борьба с коррупцией 7.7. «Государственное управление имеет значение»
26 Рисунок 7.8 Участие общественности и подотчетность Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
27 Рисунок 7.9 Политическая нестабильность и насилие Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
28 Рисунок 7.10 Эффективность правительства Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
29 Рисунок 7.11 Регуляторное бремя Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
30 Рисунок 7.12 Верховенство закона Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
31 Рисунок 7.13 Коррупция Логарифм среднего дохода на душу населения с учетом ППС 7.7. «Государственное управление имеет значение»
32 Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Zoido-Lobaton, Pablo ( 1999 ), Governance Matters, World Bank Policy Research Working Paper, WPS 2196 (рус. яз.). Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Zoido-Lobaton, Pablo ( 1999 ), Governance Matters, World Bank Policy Research Working Paper, WPS 2196 (рус. яз.). Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Zoido-Lobaton, Pablo ( 2002 ), Governance Matters II - Updated Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Zoido-Lobaton, Pablo ( 2002 ), Governance Matters II - Updated Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2003 ), Government Matters III: Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2003 ), Government Matters III: Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2005 ), Governance Matters IV: Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2005 ), Governance Matters IV: Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2006 ), Governance Matters V: Aggregate and Individual Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS Kaufmann, Daniel, Kraay, Aart, and Mastruzzi, Massimo ( 2006 ), Governance Matters V: Aggregate and Individual Governance Indicators for , World Bank Policy Research Working Paper, WPS «Государственное управление имеет значение»
33 Таблица «Государственное управление имеет значение» Голос-е и подот- ность Полит. стаб-ность Эфф-ность правит-ва Кач-во рег-ния Верх-во закона Кон-ль над кор- цией Голос-е и подот- ность 1,00, , , , , Полит. стаб-ность 0, ,00, , , , Эфф-ность правит-ва 0, , ,00, , , Кач-во рег- ния 0, , , ,00, , Верх-во закона 0, , , , ,00, Кон-ль над кор-цией 0, , , , , ,0