1 Тема 5. Разделение властей 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Различия между парламентскими и президентскими системами. 5.Полупрезидентские системы. 6.Функции выборов. 7.Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации. 8.Сравнение систем правления. 9.Функции судебной власти.
2 Тема 5. Разделение властей
3 Таблица 5.1. Избрание главы государства Избирается всенародно Не избирается всенародно Ответственность перед парламентом Правительство ответственно Полупрези- дентские системы Парламента- ризм Правительство не ответственно Президенциа- лизм Ассамблейно- независимый режим 5.1. Типология систем правления
4 Рисунок 5.1 Неограниченные ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Ограниченные 5.2. Президентские системы Монократические Милитарные Партократические
5 Меры противодействия узурпации власти: Запрет переизбрания; Коллегиальное президентство; Ограничения власти президента парламентом; Совместное осуществление власти (с другими органами исполнительной власти); Импичмент; Создание независимых от президента правительственных структур; Другие меры Президентские системы
6 Рисунок 5.2 Доминирование парламента (ассамблейные) ПАРЛАМЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Доминирование исполнительной власти 5.3. Парламентские системы Сбалансирован- ные системы
7 Доминирование исполнительной власти: Премьерское правление: премьер-министр возглавляет не только правительство и исполнительную власть, но и полностью контролирует принятие решений парламентом, так как обладает там большинством. Кабинетное правление: правительство является центром власти, но влияние премьер-министра и отдельных министров ограничивается многопартийными коалициями. Министерское правление: министры принимают решения в рамках своей компетенции, а координация деятельности министерств практически отсутствует Парламентские системы
8 Ассамблейное правление: Кабинет не осуществляет руководство легислатурой. Власть рассеяна и атомизирована. Партийная дисциплина отсутствует. Правительство не может действовать быстро и решительно. Коалиции неустойчивы. Правительство полностью подчинено парламенту Парламентские системы
9 Рационализированный парламентаризм: система, в которой при доминировании парламента, роль последнего ограничивается институционально: Усложнение процедуры вынесения вотума недоверия правительству. Контроль правительства за повесткой дня. Введение ограничений на право отдельных депутатов вносить законопроекты на рассмотрение парламента Парламентские системы
10 Избрание главы исполнительной власти: При президентской системе граждане выбирают сами главу исполнительной власти. При парламентской системе главу исполнительной власти выбирают парламентарии Различия между парламентскими и президентскими системами
11 Подконтрольность ветвей власти: При президентской системе наблюдается разделение властей: исполнительную осуществляет президент, а законодательную (право вносить законы на рассмотрение и устанавливать повестку дня) – по большей части парламент. При парламентской системе подконтрольное парламенту правительство имеет и исполнительную власть, и право рассматривать законы Различия между парламентскими и президентскими системами
12 Срок действия правительства: При парламентской системе правительство существует до тех пор, пока его поддерживает парламентское большинство. При президентской системе президент назначает правительство и оно может существовать до отставки президента Различия между парламентскими и президентскими системами
13 Полупрезидентская система: форма правления, при которой глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Парламентско-президентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность только перед парламентом. Президентско-парламентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом Полупрезидентские системы
14 1.Агрегирование и представление несовпадающих друг с другом интересов избирателей; 2.Агрегирование рассеянной информации о надлежащих политических решениях; 3.Решение проблемы неблагоприятного отбора: выбор наиболее компетентных политиков; 4.Решение проблемы морального риска: механизм ответственности политиков перед избирателями Функции выборов
Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации Функция ожидаемой полезности избирателей (многочисленных и абсолютно одинаковых): (5.1) E – оператор ожидания; 0
16 – случайный фактор, отражающий, в частности, продуктивность работы государственного сектора; x t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление правительства (исполнительной власти). Функция ожидаемой полезности правительства: (5.3) v(x t ) – полезность правительства, как монотонно возрастающая функция x t. Положим, для простоты: (5.4) 5.7. Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
17 Рисунок 5.3. Ө C, X C*C* 1 Ө*Ө* x(Ө * ) C x(Ө) 5.7. Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
18 При разделении властей на исполнительную и законодательную… 1.Сдержки и противовесы могут отсутствовать, тогда каждая из ветвей власти будет «тянуть одеяло на себя» - максимизировать свой краткосрочный доход, не взирая на общественное благосостояние. 2.При наличии сдержек и противовесов общественное благосостояние увеличивается (а размер ренты, присваиваемой властью, соответственно, сокращается) Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
19 При разделении властей на исполнительную и законодательную и наличие сдержек и противовесов… 1.Исполнительная власть предлагает x t законодательной. 2.Законодательная власть предлагает исполнительной пропорцию дележа присваиваемой ренты. 3.Исполнительная власть принимает или отвергает предложение. 4.Если ветви власти не договариваются x=x SQ Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
20 Если общество наблюдает Ѳ t, но при этом ему неизвестна пропорция распределения x t между ветвями власти… Законодательная власть не предлагает исполнительной выигрыша больше, чем статус- кво. Исполнительная власть, в свою очередь, не предлагает x t >x SQ, так как в противном случае превышение будет присвоено законодательной властью, а политические риски будут нести обе ветви Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
21 Если Ѳ t наблюдает только власть (законодательная и исполнительная), общество может установить правило, по которому каждая из ветвей власти анонсирует обществу Ѳ t в начале каждого периода. Общество устанавливает следующий критерий переизбрания обеих ветвей власти: (5.5) Где Ѳ E t – значение случайного фактора, анонсируемое исполнительной властью. У исполнительной власти не будет стимулов к обману общества, так как выигрыш от этого обмана целиком достанется законодателям Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации
22 Президентская система в большей степени подконтрольна избирателям, чем парламентская, * соответственно, в ней ниже риск коррупции и рентоориентированного поведения и выше уровень экономического развития: 1.Делегирование полномочий в президентской системе проще и прозрачнее, нет цепочки посредников. 2.В президентской системе лучше работает схема сдержек и противовесов: происходит четкое разделение законодательной и исполнительной власти. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5.8. Сравнение систем правления
23 При президентской системе будет меньший размер правительства и нецелевых затрат * : В парламентской системе для контроля за правительством необходимо большинство в парламенте. Таким образом, партии… 1.или раздают слишком много предвыборных обещаний избирателям (как правило, социального характера); 2.или создают сложные коалиции, участники которых требуют своего участия в аппарате правительства. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5.8. Сравнение систем правления
24 При президентской системе затраты на содержание правительства действительно ниже и размер его меньше. При президентской системе бюджетный дефицит и расходы на социальное обеспечение действительно ниже. Риск коррупции и поиска ренты в парламентских системах не выше, чем в президентских. Экономическое развитие в странах с президентским правлением ниже Сравнение систем правления
25 Зачем нужна независимость судебной власти? В отличии от избирателей, которые могут влиять на выбранную власть лишь периодически, посредством выборов, судебная власть может вмешаться в деятельность политиков в любой момент. Единственное наказание для нечестных политиков без судебной власти – их не выберут на следующий срок. Судебная власть увеличивает ожидаемые издержки оппортунистического (по отношению к избирателям) поведения политиков Функции судебной власти