ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
1.Коллективные действия и проблема безбилетника. 2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. 3.Сети и распространение информации. 4.Институты как сетевые структуры. 5.Эффект порога. 6.Сетевые структуры и механизм обучения. 7.Теория общественного капитала. 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ
П Проблема безбилетника – затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. 2.1.Коллективные действия и проблема безбилетника Коллективные действия и проблема безбилетника.
С С ростом размеров группы увеличивается число «отлынивающих» от участия в совместном производстве благ: 1.П редельный доход от участия в производстве блага падает с ростом размеров группы. 2.В больших группах обнаружение и наказание «безбилетника» связано с бòльшими издержками Коллективные действия и проблема безбилетника.
2.2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. Актор – это субъект экономических и социальных отношений (индивид, организация, государство). Актор – это субъект экономических и социальных отношений (индивид, организация, государство). Связь – это взаимодействие между акторами; может быть односторонней или двусторонней, реальной или потенциальной. Связь – это взаимодействие между акторами; может быть односторонней или двусторонней, реальной или потенциальной. Отношения – это набор связей определенного типа между акторами, принадлежащими к определенной группе. Отношения – это набор связей определенного типа между акторами, принадлежащими к определенной группе. Сеть – это набор акторов и отношений, которыми они связаны. Сеть – это набор акторов и отношений, которыми они связаны.
2.2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. A D B F H I E C G J
A I B F DE C J G H K L Гомогенная сетьГетерогенная сеть
2.2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. Плотность социальной сети если все связи – односторонние: Плотность социальной сети если все связи – односторонние: Плотность социальной сети если все связи – двусторонние: Плотность социальной сети если все связи – двусторонние:
2.2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. Плотность индивидуальных связей (центральность актора): Плотность индивидуальных связей (центральность актора): Централизация сети – стандартное отклонение плотности индивидуальных связей: Централизация сети – стандартное отклонение плотности индивидуальных связей: Стандартное отклонение плотности связей актора: Стандартное отклонение плотности связей актора:
2.2.Понятие социальной сети. Методология анализа сетей Понятие социальной сети. Методология анализа сетей. A B B D D C C E A F G A B D C E
2.3. Сети и распространение информации. A B DCEAFGD DC Информация в иерархии
2.3. Сети и распространение информации. A «Переводчик»
КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ (КОЛЛЕКТИВНЕ ДЕЙСТВИЯ)? 1.И нициатор подает пример. 2.С оседние с ним акторы реагируют на его пример с понижающим коэффициентом. 3.С оседи его соседей… 4.И т.д… 2.4. Институты как сетевые структуры.
Уровень дисконта акторов (λ) Разница между звездной и полностью контактной сетями
2.4. Институты как сетевые структуры. Плотность связей Предоставление блага
2.4. Институты как сетевые структуры. Плотность связей Предоставление блага
2.4. Институты как сетевые структуры. Плотность связей Предоставление блага
F(x) – кумулятивная функция распределения порогов 2.5. Эффект порога. 0% 100% x – пороги биссектриса: F(x)=x r(t) F[r(t+1)] 100% F[r(t)] r(t+1) rere Рисунок 2.1. Эффект порога
2.6. Сетевые структуры и механизм обучения. Итерации Участие
2.6. Сетевые структуры и механизм обучения. Итерации Участие
2.7. Теория общественного капитала. И Индивиды предоставляют от 40% до 60% возможных ресурсов на совместное производство благ в одноразовом взаимодействии. В В анонсируемом последнем раунде игры безбилетников только 70%. Т Те, кто верят, что другие склонны к кооперации сами будут следовать кооперативной стратегии. Ч Чем больше раундов в игре, тем выше уровень кооперации в каждом последующем.
2.7. Теория общественного капитала. Взаимодействие лицом к лицу увеличивает уровень кооперации, даже без инфорсмента. Непосредственное взаимодействие эффективнее электронных коммуникаций. Е Если позволяет структура игры, участники готовы тратить собственные ресурсы на наказание безбилетников, включая даже анонсированный последний раунд игры. Уровень кооперации зависит от контекста ситуации, правил игры, наличия/ отсутствия конкуренции между участниками, коммуникационных сетей, механизма наказания и т.д.
Участие в добровольных ассоциациях ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ 2.7. Теория общественного капитала. Нормы гражданской кооперации ДОВЕРИЕ
2.7. Теория общественного капитала. ДОВЕРИЕ: Можно ли, на Ваш взгляд, доверять большинству людей, или не будете ли Вы чересчур осторожными во взаимоотношениях с другими людьми?
НОРМЫ ГРАЖДАНСКОЙ КООПЕРАЦИИ. Будете ли Вы: Д Добиваться от государства льгот, на которые у Вас нет прав? Е Ездить без билета в общественном транспорте? У Уклоняться от уплаты налогов, если есть такая возможность? З Забирать себе найденные деньги? У Уклоняться от ответственности за ущерб, причиненный чужой машине на стоянке?
2.7. Теория общественного капитала. Кошельки Доверие