Машиностроение и металлообработка на Алтае.
Ведущее место в промышленности края занимают машиностроение и металлообработка (объем производимой продукции 39%). В них сосредоточено 36,1% основных производственных фондов промышленности, почти 50% работающих. На предприятиях этой отрасли выпускалась шестая часть гусеничных тракторов, 90% тракторных плугов, 47% мощностей паровых котлов производительностью 10 тонн пара в час и выше, 100% грузовых магистральных вагонов, производимых в России. Край играл заметную роль в выпуске кузнечно-прессовых машин, буровых станков, генераторов для тракторов и автомобилей. Значительную часть (более четверти общих объемов) составляла продукция предприятий оборонного комплекса.
Крупнейшие машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия
производственное объединение "Алтайский тракторный завод", выпускающее пропашные и трелевочные тракторы; производственное объединение "Алтайский моторный завод"; Барнаульский завод транспортного машиностроения, производящий мощные дизели и дизельгенераторные установки; производственное объединение "Сибэнергомаш", выпускающее силовые энергетические котлы. Изготовление современных прессов освоило производственное объединение "Алтайпрессмаш"; металлических железнодорожных вагонов Алтайский вагоностроительный завод.
Интенсивное развитие машиностроение и металлообработка получили в первые годы Великой Отечественной войны, когда из западных районов страны на Алтай было эвакуировано 24 промышленных предприятия. На их базе были созданы все вышеперечисленные предприятия, а также заводы: станкостроительный, аппаратурно- механический, геологоразведочного оборудования, "Алтайсельмаш", Алтайский завод тракторного электрооборудования.
Вагоностроительный завод Барнаульский аппаратурно- механический завод Барнаульский завод транспортного машиностроения Барнаульский станкостроительный завод. Барнаульский завод механических прессов
Сбор эвакуированных заводов
Барнаульский завод механических прессов В 1941г. на базе эвакуированных из Одессы заводов прессового оборудования: имени 16 партсъезда и «Комсомолец» - был создан Барнаульский завод механических прессов. Эшелон с оборудованием и рабочими разместился на окраине Барнаула в бывшем помещении зерносклада. Оборудование прибывало по частям. Производство организовывалось буквально «с колес». Уже в сентябре – октябре 1941г.завод выдал первую продукцию, а до конца года было выпущено более 200 прессов. Кроме прессов завод выпускал запасные части для танков и сельхозмашин, минометы
Барнаульский завод транспортного машиностроения В октябре 1941г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о создании в Барнауле завода 77 Наркомата танковой промышленности (позже а/я 13 предприятие А-7494) на основе эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. 6 ноября 1942 года, когда был собран первый дизель, считается днем рождения орденов Ленина и Трудового Красного Знамени завода транспортного машиностроения имени Ленина (ныне акционерное общество Барнаул-трансмаш.) В военные годы барнаульскими моторами был оснащен каждый пятый советский танк. Завод не случайно называют дважды рожденным: после Харьковского тракторного завода основным поставщиком танков становился тракторный завод в Сталинграде.
Барнаульский станкостроительный завод. История Барнаульского станкостроительного завода также начинается в 1941 г., когда на основе Подольского патронного завода, завода 60 из Луганска и завода 40 из Москвы образуется завод 17 (с 1948 г. получивший современное название). Он первым в нашем крае дал оборонную продукцию, на фронт уже 24 ноября 1941 года была отправлена первая партия боевых патронов
Барнаульский аппаратурно- механический завод В начале 1942г. в Барнауле появился еще один завод (будущий БАМЗ).
Увидел бы летчик из "Нормандии - Неман" военный завод N 839, не поверил бы своим глазам. Заводоуправление в крохотном жилом домишке. Все цехи в двух невзрачных одноэтажных строениях. В насыпной пристройке к одному из них помещался сборочный цех. В старом сарае - заводской склад. Своими силами соорудили сарай, где разместили склад готовой продукции и термичку.
На Украине в городе Днепродзержинске существовал вагоностроительный завод. Началась война, и было принято постановление о его эвакуации в Сибирь. В конце августа 1941 года два эшелона с оборудованием прибыли в Барнаул. Предполагалось на чугунолитейном заводе наладить изготовление корпусов снарядов и головок авиабомб. Но размещать завод оказалось удобнее на станции Алтайской, где была железнодорожная ветка, Достаточная территория и небольшой деревообделочный завод. Оборудование из Барнаула отправили на станцию Алтайская, куда подходили и все последующие эшелоны. Последний - шестой по счету - прибыл четвертого октября. А седьмого октября деревообрабатывающий завод передали строящемуся вагоностроительному. Этот день и явился днем рождения Алтайского вагоностроительного завода имени газеты "Правда"
В послевоенный период ускоренными темпами развивалось тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, центром его стал Рубцовск, где наряду с развитием тракторного завода был возведен завод тракторных запасных частей. В 60-х годах в Барнауле построен моторный завод, двигателями которого оснащаются тракторы алтайского, волгоградского заводов, экскаваторы, крупные дождевальные установки. На базе Барнаульского тормозного завода был создан завод агрегатов.