Самооценка готовности педагогического коллектива к деятельности в условиях реализации ФГОС (по результатам анкетирования педагогов) О.А.Беляева, педагог-психолог
«Все, что посылает нам судьба, мы склонны оценивать в зависимости от расположения духа » Ф. Ларошфуко
Понимание готовности педагогов к введению ФГОС «Не знаю» - 12% Знание нормативно-правовой документации – 53% Стремление к профессиональному росту – 28% Владение спектром педагогических технологий – 28% Понимание собственной роли – 21% Понимание значения ФГОС для ОУ – 19% ИКТ-компетентность педагога – 9% Эмоциональная стабильность – 9% Умение выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка – 6% Знание психологических особенностей ребенка Умение выбрать УМК Умение реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании школьников Умение определять результаты деятельности школьников
Самооценка готовности педагогов к работе в соответствии с новым ФГОС Да, готов – 41% Затрудняюсь ответить – 47% Нет, не готов – 12%
Готовность педагогов к введению ФГОС Знание основных документов Понимание особенностей субъектно-деятельностного подхода Понимание роли педагога Когнитивный аспект Активность в процессах обсуждения и внедрения ФГОС Самостоятельность, настойчивость в решении проблем Активность в саморазвитии Мотивационный аспект Умение выстраивать субъект-субъектные отношения Демократический стиль общения Готовность найти индивидуальный подход Личностный аспект Умение провести отбор учебного материала Умение работать над формированием компонентов УД Умение организовать различные формы работы с детьми Технологический аспект
Оценка степени готовности педагогов к введению ФГОС (данные в целом по школе)
Когнитивный аспект = «ЗНАЮ»
Когнитивный компонент Знание Стандарта ООО, утвержденного Минобрнауки РФ Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС Наиболее сильные аспекты Знание основных документов по ФГОС ООО Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании Наиболее проблемные аспекты
Мотивационный аспект = «СТРЕМЛЮСЬ»
Мотивационный компонент Активность в саморазвитии, стремление узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя Настойчивость в преодолении затруднений Наиболее сильные аспекты Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС Наиболее проблемные аспекты
Личностный аспект = «СТРОЮ ОТНОШЕНИЯ»
Личностный компонент Толерантность Демократический стиль общения Наиболее сильные аспекты Умение выстраивать субъект-субъектные отношения Индивидуальный подход к учащимся Наиболее проблемные аспекты
Технологический аспект = «ВЛАДЕЮ ПРИЕМАМИ»
Технологический компонент Умение провести отбор учебного материала с точки зрения его воспитывающего, ценностно- смыслового характера Умение работать над формированием навыков контроля и оценки Умение работать над формированием учебного интереса Умение работать с ошибками учеников Умение включить учащихся в диалог (полилог) Наиболее сильные аспекты Умение провести отбор учебного материала с точки зрения возможности организовать учебное исследование Умение организовать проектную деятельность Наиболее проблемные аспекты
Мнение педагогов относительно влияния ФГОС на развитие и образовательные результаты обучающихся Значимое положительное – 22% Затрудняюсь ответить – 66% Незначимо – 12% на материально-технические, финансовые и иные условия реализации ОП Значимое положительное – 15% Затрудняюсь ответить – 65% Незначимо – 20%
Предполагаемые изменения в ОУ, связанные с введением ФГОС «Не знаю» - 22% Увеличения объема «бумажной» работы – 49% Улучшение материально-технического оснащения – 30% Увеличение нагрузки на учителя – 13% Изменение режима работы – 9% Уменьшение времени непосредственного общения с обучающимися – 7% Повышение требований к качеству образования – 2% Введение практики внеурочной деятельности – 2%
Понимание педагогами собственной роли при организации перехода школы на ФГОС Не дали ответа на вопрос – 29% «Освоение новых педагогических технологий» – 26% «Работа над формированием компонентов УУД» - 26% Участие в проводимых семинарах, мастер-классах, практикумах – 19% «Пересмотр рабочих программ, необходимой текущей документации» - 12% Повышение собственно методической компетентности – 10% Участие в организации внеурочной деятельности – 5%
Новые требования, предъявляемые ФГОС, к рабочим программам учебных предметов (курсов) Не дали ответа на вопрос – 10% Формулировка способов формирования УУД – 49% Измененные требования к формулировке предполагаемых результатов – 47% Связь с ООП – 28% Включение элементов формирования ИКТ-компетентности – 18% Определение метапредметных связей – 16% Улучшение материально-технической оснащенности – 12% Определение ориентиров духовно-нравственного развития – 12% Определение возможностей внеурочной деятельности по предмету – 6% Определение возможностей разноуровневого обучения - 6% Определение возможностей индивидуального подхода к освоению предмета и оценке знаний обучающимися – 6% Определение ориентиров применения здоровьесберегающих технологий – 1 человек
Основные затруднения, испытываемые педагогами Отсутствие разработанной системы оценивания – 34% Недостаток методических материалов – 20% Отсутствие единой системы требований – 15% Большой объем «бумажной» работы – 12% Нехватка времени – 5% Сложности составления рабочих программ – 5% Организация исследовательской работы – 3% Нет затруднений – 25% Необходимая помощь для преодоления затруднений Семинарская подготовка – 20% Помощь в разработке системы оценивания – 19% Методическая поддержка – 16% Выбор УМК – 14% «Любая» - 3% Спокойная атмосфера – 1 чел. Техническое оснащение – 1чел. Никакая помощь не требуется – 29%
«Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны» Ф. Ларошфуко