Команда гимназии класс «Химипузики» г. Иркутск Руководитель : Иевлева Ирина Фёдоровна 13x6 II тур Интернет-проекта «Путешествие в мир химии» Творческое задание
Часть 1 – Теоретическая. Таблица пробирки (Набор Б ) Реактивы Вывод Индикаторная бумажка CuSO 4 NaOH (изб) (при t o = 25 o C) CuSO 4 NaOH (изб) (при t o ) 1 (Нет изменений) Тёмно-синий раствор (Нет изменений) Сорбит C 6 H 14 O 6 2 Синее окрашивание (Вещество идентифицировано) Крбонат натрия Na 2 CO 3 3 (Нет изменений) Синий раствор Осадок красного цвета Глюкоза C 6 H 12 O 6 4 (Нет изменений) газ, окрашивающий влажную индикаторную бумажку в синий цвет (Нет изменений) Мочевина (NH 2 ) 2 CO 5 Красное окрашивание Сульфат аммония (NH 4 ) 2 SO 4 6 Красное окрашивание Возможно: осадок бирюзового цвета (Нет изменений) Янтарная к-та COOH-(CH 2 ) 2 -COOH
Часть 1 – Теоретическая. Уравнения реакций I)Индикаторная бумажка: 2.Na 2 CO 3 + H-OH NaHCO 3 + NaOH 2Na + + CO H-OH Na + + HCO 3 - +Na + + OH - 5.(NH 4 ) 2 SO 4 + H-OH NH 4 OH + NH 4 HSO 4 2NH SO H-OH NH 4 OH + NH H + + SO HOOC-(CH 2 ) 2 -COOH (aq) OOC-(CH 2 ) 2 -COO H + Наличие избытка данных ионов приводит к изменению цвета индикатора II)CuSO 4 NaOH(изб.): CuSO 4 + 2NaOH Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 1.2HO-CH 2 -(CH(OH)) 4 -CH 2 -OH + Cu(OH) 2 2H 2 O + CH 2 -O CH-OH (CH-OH) 3 CH 2 -OH HO-CH 2 O-CH HO-CH 2 (HO-CH) 3 Cu Тёмно-синее окрашивание раствора. При нагревании не произойдёт ни каких изменений.
Часть 1 – Теоретическая. Уравнения реакций 3.2HO-CH 2 -(CH(OH)) 4 -CH=O + Сu(OH) 2 2H 2 O + CH 2 -O CH-OH (CH-OH) 3 CH HO-CH 2 O-CH CH (HO-CH) 3 Cu OO CH 2 -O CH-OH (CH-OH) 3 CH HO-CH 2 O-CH CH (HO-CH) 3 Cu OO + 3 Сu(OH) 2 2Cu 2 O + 2H 2 O + 2HO-CH 2 -(CH(OH)) 4 -COOH toto Осадок красного цвета Тёмно-синее окрашивание раствора
Часть 1 – Теоретическая. Уравнения реакций 4.(NH 2 ) 2 CO + NaOH NH 3+ H 2 NCOONa NH 3 + H 2 O NH 4 OH NH 4 OH NH OH - 5.(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH Na 2 SO 4 + 2NH 4 OH NH 4 OH NH 3 + H 2 O NH 4 OH NH OH - - выделяющийся газ Наличие избытка данных ионов приводит к изменению цвета индикатора 6.Возможно: HOOC-(CH 2 ) 2 -COOH + Cu(OH) 2 2H 2 O + CH 2 -C = = O O O O Cu Осадок бирюзового цвета
Часть 2 – Экспериментальная. План Для экспериментальной часть были взяты: Щавелевая кислота (HOOC- COOH), Хлорид аммония (NH 4 Cl) и Фруктоза (С 6 H 12 O 6 ) из набора Г. Реактивы: Индикаторная бумага, NaOH, CuSO 4, AgNO 3 1. Добавить в бюксы с веществами воду до полного растворения веществ. 2. Пробу раствора каждого вещества (1-2 капли) поместить в углубление планшета и опустить туда индикаторную бумагу – в одном случае даст красное окрашивание. 3. Взять в чистые пробирки пробы каждого определяемого вещества (по 2-3 капли) и добавить гидроксид натрия. Над пробирками расположить смоченную водой индикаторную бумагу – в одном случае синее окрашивание. 4. В эти же пробирки добавить сульфат меди – в одном случае образуется синий раствор. 5. К свежим пробам веществ добавить нитрат серебра. В одном случае выпадет мелкодисперсный белый осадок, в другом белый творожистый осадок.
I)Индикатор: 1.HOOC-COOH (aq) OOC-COO H + 2.Раствор NH 4 Cl не даст окрашивание индикатора, т.к. раствор свежеприготовленный, а для гидролиза требуется время. II)NaOH: NH 4 Cl + NaOH NaCl + NH 4 OH NH 4 OH NH 3 + H 2 O NH 4 OH NH OH - Наличие избытка данных ионов приводит к изменению цвета индикатора III)CuSO 4 : CuSO 4 + 2NaOH Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 2C 6 H 12 O 6 + Cu(OH) 2 2H 2 O + (C 6 H 11 O 6 ) 2 Cu Часть 2 – Экспериментальная. Уравнения Придаёт раствору тёмно-синее окрашивание
Часть 2 – Экспериментальная. Уравнения Вывод: 1) Вещество, дающее красную окраску индикатора (I), и выпадение белого мелкодисперсного осадка (IV) – Щавелевая к-та 2) Вещество, дающее выделение газа, окрашивающего индикаторную бумагу в синий цвет (II), и дающее выпадение белого творожестого осадка (IV) – Хлорид аммония 3) Вещество дающее тёмно-синее окрашивание раствора (III) – Фруктоза. IV)AgNO 3 : 1.2AgNO 3 + H 2 C 2 O 4 Ag 2 C 2 O 4 + 2HNO 3 Белый, мелкодисперсный 2.AgNO 3 + NH 4 Cl NH 4 NO 3 + AgCl Белый, творожистый
Часть 2 – Экспериментальная. Фотоотчёт
Часть 3 – Педагогическая. Таблица бюкса CuSO 4 NaOH (изб) Вывод 1 Образуется раствор зелёного цвета 2 (Нет изменений) Образуется тёмно- синий раствор Сахароза C O OH = Вещества: С 6 Н 4 (ОН)СООН и C 12 H 22 O 11 Реактив: NaOH и CuSO 4 CH 2 OH H H H H H H OH HO O O O OH H H Салициловая кислота
Часть 3 – Педагогическая. Уравнения реакций 1.2С 6 Н 4 (ОН)СООН + CuSO 4 [Cu(С 6 Н 4 (ОН)СООН) 2 ] SO 4 2.CuSO 4 + 2NaOH Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 2H 2 O + (C 12 H 21 O 11 ) 2 Cu Комплексное соединение, окрашивающее раствор в зелёный цвет Придаёт раствору тёмно-синее окрашивание 2 CH 2 OH H H H H H H OH HO O O O OH H H
Часть 3 – Педагогическая. Фотоотчёт
Часть 3 – Педагогическая. Оценка работы одноклассников Во время проведения урока по качественному определению органических веществ наши одноклассники, в целом, успешно справились с практической составляющей. Анализ на наличие салициловой кислоты не вызвал ни каких проблем, в отличии от определения сахарозы – здесь у одной группы учащихся плохо пошла реакция из-за малого количества определяющего реактива (Cu(OH) 2 ), в результате того, что не была соблюдена пропорция объёмов веществ вступающих в реакцию по образованию данного реактива – гидроксид натрия следовало брать в большом избытке.
Часть 3 – Педагогическая. Оценка работы учителем Оценка творческой части работы – отличная: команда ребят «Химипузики» в составе Половникова Ильи, Бархатовой Виктории и Максимова Влада полностью самостоятельно спланировали и организовали эксперимент для своего класса, подготовили необходимые растворы, написали инструкцию по проведению идентификации предложенных веществ (салициловой кислоты и фруктозы). Построили грамотные выводы для своих исследований, на основе проведенных опытов в школьной лаборатории и полного рассмотрения учебных пособий. Экспериментальная задача, конечно, выходит за рамки общеобразовательной школьной программы, но, тем она и оказалась интересной для самой творческой инициативной группы учащихся, а также для всего класса. Безусловно, результаты всех трех этапов этого творческого задания могут быть использованы во внеурочной деятельности, а также на уроках обобщения знаний об органических веществах.
СПАСИБО ЗАСПАСИБО ЗА В Н И М А Н И Е !!!