Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Advertisements

Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Роды художественной литературы способы образного воспроизведения действительности Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Презентация по русскому языку по теме: Интерактивная таблица. Языковые средства выразительности
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Транксрипт:

Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область

План анализа лирического произведения 1. Обратите внимание на дату написания стихотворения, вспомните события, которые происходили в жизни автора в это время. 2. Определите в каком жанре написано стихотворение: монолог, исповедь, послание, завещание, элегия, сонет, баллада и др. 3.Рассмотрите идейное содержание произведения: ведущая тема основная мысль эмоциональная окраска чувства внешние впечатления и внутренняя реакция на него средства и способы выражения авторского чувства

Структура стихотворения 1.Основные образы 2.Изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения (привести примеры, определить их роль) 3.Речевые особенности с точки зрения интонационно – синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора, (привести примеры, определить роль в тексте) 4.Стихотворный размер, рифма 5.Звукопись: аллитерация, ассонанс 6.Строфика: двустишие, трёхстишие, пятистишие, 7.катрен, октава, сонет 8.Синтаксическая структура стихотворения

Внимание! Излагая содержание каждой части, покажи чувства, мысли лирического героя, выдели ключевые слова. Расскажи, какое впечатление произвело на тебя это стихотворение, какие мысли и чувства оно вызвало.

Тема – объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отображаемых в произведении и скреплённых авторским замыслом Часто тема заявлена в названии: «Буря», «Зимний вечер». Иногда название имеет символическое звучание («Парус»). В этих случаях тема шире заголовка. Если названия нет, выделите ключевые слова (слова, максимально насыщенные информацией)

Идея – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Передаётся всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов. В идее отражается авторское восприятие: мысли, эмоциональный порыв. Чтобы определить идею задайте себе вопросы: зачем поэту понадобилось обратиться к этой теме, что он хочет сказать читателям, что нового открыли вы для себя?

Конфликт –противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами. Составляет ядро темы, раскрывается в сюжете и композиции. Если в лирическом произведении присутствует конфликт. То отдельные образы противопоставлены друг другу. Тема, идея, конфликт, сюжет существуют в его словесной ткани, в его образной системе, которая всегда индивидуальна. Поэтому одна и та же тема или идея могут находить совершенно непохожее художественное решение

Жанр - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе принадлежности произведения к тому или иному литературному роду. Элегия – лирический жанр, в котором выражается преимуществен но философские размышления, грустные раздумья, тоска Послание – лирическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц Сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трёхстишия, чередование рифм абба - абба-ввг-дгд

Стихотворный размер – способ организации стиха. Определяется числом слогов, ударений, а также метром и числом стоп. Хорей – 1- 3 – Ямб Дактиль – Амфибрахий – 2 – 5 – Анапест – 3 – 6 –

Тропы – обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении Метафора – перенос наименования, основанный на сходстве вещей по форме, цвету, характеру Эпитет –образное определение Метонимия перенос названия, при котором само понятие заменяется другим Синекдоха – перенос, при котором, называя часть, имеют ввиду целое Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья… Янтарь на трубках Цареграда Форфор и бронза на столе И гордый сын славян, и финн… Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобой

Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова Антитеза резкое противопоставлен ие предметов, явлений Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения их смысловой значимости Параллелизм – сопоставление двух явлений путём параллельного их изображения Инверсия – своеобразная расстановка слов, нарушающая порядок в предложении

Литература Справочные материалы: Книга для учащихся/С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев и др. – М.: Просвещение, 1998 Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших класса. – Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 2002