П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ МО классных руководителей МОУ Фоминская СОШ
Олег Газман Педагогика поддержки- это деятельность, направленная на развитие «свободоспособности» растущего человека.
Р ОЛЬ ПЕДАГОГА Обучающая позиция позиция педагогической поддержки
«Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь»
Ч ЕТЫРЕ ТАКТИКИ Тактика защиты Тактика помощи Тактика содействия Тактика взаимодействия
ТАКТИКА ЗАЩИТЫ Её кредо: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
ТАКТИКА ПОМОЩИ Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».
ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор попробуй проверить себя!». Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия: ребёнок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»; у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; его самооценка не занижена.
ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Кредо тактики взаимодействия: «Договор это испытание свободой и ответственностью». «Школа это не просто учреждение, а учреждение Детское» не раз повторял О. С. Газман: «Детское значит, соответствующее возрастному восприятию мира яркому, рискованному, поисковому ».
Э ТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ I этап (диагностический ) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка); III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный ) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, отзывчивость; умение видеть и слышать, сопереживать, прощать; милосердие, терпимость и терпение. 2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и панибратства), слушать, слышать. 3. Уважение и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. 5. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, склонности к самоанализу; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Готовность и способность быть на стороне ребенка, умение быть другом для него, ничего не требуя взамен. 8. Самоанализ, самоконтроль и способность корректировать собственную позицию.