Учебно-методический семинар для учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Ярославской области «Преемственность в преподавании литературы как главное условие реализации ФГОС» 5 февраля 2013г. Соловьёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Ведущий семинара: старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО Соловьёва М.А. Соведущие семинара: Чижова И.Н., главный специалист ГОАУ ЯО ИРО; Синотина Е.В., заместитель директора МОУ СОШ 36 г. Ярославля; Белоусова Е.К., учитель начальных классов МОУ СОШ 36 г. Ярославля.
Цель семинара: формирование представлений учителя о преемственности в организации образовательного процесса по литературе для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Преемственность в преподавании учебного предмета «Литература»: понятие, сущность. Преемственность как нерешённая проблема современной школы. Ст.пр. ИРО Соловьёва М.А. Характеристика технологий в образовательной системе «Школа-2100». Технология работы с текстом в образовательной системе «Школа-2100». гл.специалист ИРО Чижова И.Н. Урок литературного чтения в 3 классе «Анализ рассказа В. Бианки «По следам». учитель сош 36 г.Ярославль Белоусова Е.К. Преемственность как главное условие реализации ФГОС. Требования к результатам обучения по литературному чтению в начальной школе. Анализ существующих программ, учебников по литературе в основной школе с точки зрения соблюдения преемственности. Планирование уроков литературы в основной школе при помощи технологической карты: реализация содержания предмета и требований к результатам обучения в основной школе. Синотина Е.В., Чижова И.Н., Соловьёва М.А. Подготовка к научно-практической межрегиональной конференции «Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий средствами предмета» Соловьёва М.А.
Проблемы преемственности при переходе из начальной в основную школу Преемственность - связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Применительно к обществу различают две стороны П.: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. П. особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. П. может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода.[1][1] [1] Э/Преемственность/ [1] Э/Преемственность/
Преемственность в обучении установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. П. свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования. П. в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. П. должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними (см. Межпредметные связи в обучении). Значительные трудности представляет осуществление П. между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Научной основой для решения проблемы П. в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий П. в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения П. в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и средней школы.[1][1] [1] Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря, российская национальная библиотека, г.; [1]
При переходе в основную школу учителю предметнику важно знать: технологии той или иной образовательной системы начального образования; предметное содержание (не повторять его при выборе произведения в следующих классах: например: стихотворение С.А. Есенина «Берёза», басни И.А. Крылова и т.д.).
Литература – это вид искусства. Если учитель сам любит искусство, то обязательно передаст эту любовь детям. Дать может имеющий! Основной метод преподавания литературы – слово. Слово иногда определяет судьбу человека, целого государства. Умение владеть словом – профессиональная обязанность учителя литературы. Урок литературы – для воспитания любви. Когда устанавливается необходимый добрый контакт, тогда можно вести разговор о преемственности в преподавании предмета.