Штукин Сергей Александрович Корпорация Парус Автоматизированная информационная система «Парус - муниципальное управление»
ЗАДАЧА: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: повышение уровня сбалансированности бюджетов муниципальных образований 1.Повышение собираемости местных налогов. 2.Увеличение объёма неналоговых поступлений. 3.Оптимизация расходов муниципальных образований. 4.Экономия бюджетных средств при проведении муниципальных закупок. ОСНОВАНИЕ: «Методические рекомендации Министерства Финансов РФ по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов» от /01-161
Практические инструменты повышения сбалансированности местных бюджетов Методические рекомендацииПрограммно-методическое решение Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов. Сокращение недоимки по налогам и сборам. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов. Составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования. Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Оптимизация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа. Администратор местных налогов Управление муниципальным имуществом Управление бюджетным процессом муниципального образования Управление муниципальными закупками
4 Проекты Корпорации ПАРУС по муниципальной информатизации Амурская обл. Приморский край Белгородская обл. Ленинградская обл. Новгородская обл. Пензенская обл. Пермский край Кемеровская обл. Республика Алтай Краснодарский край Тамбовская обл. Тверская обл. Волгоградская область
Практические этапы деятельности по мобилизации местных налогов 1. Инвентаризация объектов и субъектов налогообложения – расчет налогового потенциала 2. Актуализация налогооблагаемой базы 3. Мониторинг реализации налогового потенциала и работа с неплательщиками
Законодательство, регулирующее информационное взаимодействие с органами МСУ
Количество сельских поселений7 Количество населенных пунктов19 Численность населения Объем собственных доходов (план на 2009 год, тыс. руб.)82 502
Потенциал земельного налога
Потенциал налога на имущество
Проблемы взаимодействия
1.В части данных, полученных ИФНС из ФГУ ЗКП по региону, не были отражены результаты кадастровой оценки земель поселений, утвержденных постановлением Правительства региона от В ИФНС отсутствуют (утеряны) или требуют уточнения сведения по земельным участкам правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, на которые оформлялись органами местного самоуправления до 1999 года. 3.Часть земельных участков не проходит идентификацию в ИФНС из-за наличия расхождений в данных подаваемых ФАКОН и Росрегистрацией и соответственно не учитывается как объект налогообложения. 4.Часть земельных участков прошли межевание и были занесены в кадастр. Однако, в ЕГРП (ведет Росрегистрация) в силу различных причин сведения о них не попали, т.к. регистрация прав дело добровольное. Далее, ограничителем выступает технологический регламент ФНС, согласно которому земельный участок не учитывается как объект налогообложения, если нет подтвержденных сведений о собственнике из Росрегистрации. 5.Отсутствует учет объектов налогообложения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности пайщиков сельскохозяйственных предприятий. 6.По части земельных участков размеры учитываемого землепользования по данным из ЕГРЗ (Роснедвижимость) меньше фактического использования земельных участков, определяемого по данным муниципального учета (похозяйственного) в администрациях муниципальных образований. Расчет потенциала земельного налога Анализ ситуации
Управление налоговым потенциалом МСУ
Функциональная архитектура системы
Практические этапы деятельности по мобилизации местных налогов (сфера ответственности): 1.Перевод данных похозяйственного учета в электронный вид (ОМСУ). 2.Заключение соглашения по информационному взаимодействию ОМСУ и феде- ральных (государственных) органов власти (администрация субъекта РФ). 3.Инвентаризация объектов и субъектов налогообложения в части земельного налога и налога на имущество физических лиц (ОМСУ). Уточнение параметров земельных участков по данным земельного кадастра (ОМСУ совместно с ФАКОН). Уточнение параметров объектов недвижимости по данным технической инвентаризации (ОМСУ совместно с БТИ). Уточнение правообладателей земельных участков и объектов недвижимости по данным ЕГРП (ОМСУ совместно с Росрегистрацией). Расчет налогового потенциала местных налогов (ОМСУ). 4.Анализ полученных результатов. Формирование и реализация перечня организационных мероприятий по устранению выявленных проблем (администрация субъекта РФ совместно с ОМСУ). 5.Передача в ИФНС в электронном виде актуальных сведений по налогооблага- емой базе в соответствии с приказом Минфина 47н (ОМСУ совместно с ФНС). Уточнение параметров неидентифицированных объектов недвижимости Работа с неплательщиками местных налогов. 6. Передача в ФАКОН сведений по земельным участкам, отсутствующим в сведе- ниях ЕГРЗ, по участникам долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, корректирующих характеристик (категория, вид разрешенного использования, адрес, площадь).
Пример регионального нормотворчества по информационному взаимодействию ОМСУ в процессе мобилизации местных налогов
Схема организации информационного взаимодействия ОМСУ и ФОИВ
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!