Проблемы и перспективы введения ФГОС О.Ф.Батрова Центр профессионального образования
Особенности ФГОС СПО и НПО нового поколения и контекст их введения Современные требования к выпускникам программ СПО и НПО Концептуальная новизна ФГОС Изменения программ и организации образовательног о процесса УВЕЛИЧЕНИЕ СТЕПЕНИ СВОБОДЫ => ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОУО, ОУ, РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ, реализация РКП РПО МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СПО И НПО РОСТ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПОП Рост значения ОПОП как «проекта» нового содержания и организации образовательного процесса ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО: ФЗ-83, проект ФЗ РФ «Об образовании» и др.
Создание в субъекте РФ механизмов и условий для модернизации системы профессионального образования, направленной на решение задачи кадрового обеспечения социально-экономического развития региона Цель РКП РПО Система проф. образования Кадровое обеспечение Модернизация МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ Социально- экономическое развитие региона Модернизация
ПРОФЕССИОНАЛЬ НАЯ КВАЛИФИКАЦИ Я ФУНДАМЕНТАЛЬ НЫЕ ЗНАНИЯ Противоречивость требований к работнику ПРОФЕССИОНАЛЬН АЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬН ЫЕ ЗНАНИЯ ПРИЕМ НА РАБОТУ УВОЛЬНЕНИЕ и изменение квалификации ?
Потенциальные наниматели Противоречия Заинтересованы в фундаментальном образовании соискателей Указывают на недостаточность практического опыта выпускников Нуждаются в работниках-универсалах Указывают на дефицит узких специалистов
ВАРИАТИВНОСТЬ ОПОП ОУ НПО: Сочетание профессий, разряд СПО: Осваиваемая профессия (одна или несколько, разряд) ? Введение дополнительного ВПД = ПМ (часов?) Потребности и возможности обучающегося Требования работодателя (рынка труда и его развития) ? Введение дополнительных дисциплин И/ИЛИ увеличение кол-ва часов на обязательные Углубленное (дополнительные ПК, У, З, уровень освоения) ИЛИ базовое освоение основных ВПД = ПМ (часов?) ? Соотношение фундаментальность – практико ориентированность Усиление обязательной части И/ИЛИ дополнение ОПОП: I II III
АЛГОРИТМ 1 СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОУ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МАСТЕРОВ ПО, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (участников разработки и реализации ОПОП или, как минимум, экспертов) 2. ПОДГОТОВКА РАЗРАБОТЧИКОВ, РАЗРАБОТКА, ЭКСПЕРТИЗА, УТВЕРЖДЕНИЕ ОПОП ОУ ПО ПРОФЕССИИ /СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ИЛИ ПРОГРАММЫ ДПО, ЛОКАЛЬНЫХ НПА, ДОГОВОРОВ СОЦИАЛЬНОГО И/ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И Т.П. 3. ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ ПЛАНОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МОДУЛЯМ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТА КОС (КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ), ПРОЦЕДУР АТТЕСТАЦИИ 5. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (в перспективе + сертификация)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА КОС КОС ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ: экзаменов (квалификационных), аттестаций по МДК, практикам, дисциплинам АКТ(Ы) СОГЛАСОВАНИЯ С ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) РАБОТОДАТЕЛЯМИ (В ПЕРСПЕКТИВЕ С СЕРТИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ) – для экзамена (квалификационного)
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – НОВЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ Компетенции как результат образования Образовательные технологии как способ формирования компетенций Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций
Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю (ПА по ОПОП) и ГИА: оценка овладения ВПД, ОК и ПК ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего контроля: оценивание элементов компетенций (З и У) Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку Сумма показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций и готовность к ПД
Нормативная база промежуточной аттестации Закон РФ «Об образовании» Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся
Возможные формы экзамена (квалификационного) Экзамен «здесь и сейчас» Накопительный экзамен (с учетом результатов контроля в процессе освоения программы ПМ) Комбинированный экзамен (несколько этапов проверки различных результатов, напр., «знать», «уметь», ПК и ОК) Защита курсового проекта (работы) Сбор и защита портфолио и др.
Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита ВКР по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества
СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ и ВЫПУСКНИКОВ Обучающийся может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность+развитие системы сертификации + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей)
Независимая оценка квалификаций сертификационные центры Объединения (союзы) работодателей Инновационные государственные и частные компании Современные квалификации Профессиональное образование Основные профессиональные программы Дополнительные профессиональные программы Стажировки Самообразование Опыт профессиональной деятельности
Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Освоены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ