1 Презентация к открытому уроку : «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха » подготовлена учителем МБОУ «СОШ 14» г.Рязани Прасковиной И.А.
2 Влажность воздуха Цель урока: познакомиться с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, научиться измерять влажность с помощью психрометра, показать значение влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата.
3 ВЗАИМООЦЕНКА 1 ВАРИАНТ: 1) Что называется парообразованием? Ответ: Явление превращения жидкости в пар.
4 ВЗАИМООЦЕНКА 2 ВАРИАНТ:1) Что называется испарением? Ответ: Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
5 ВЗАИМООЦЕНКА 1 ВАРИАНТ: 2)От чего зависит испарение? Ответ: рода вещества, температуры, площади поверхности жидкости, наличия ветра.
6 ВЗАИМООЦЕНКА 2 ВАРИАНТ: 2)Что такое конденсация? Ответ: Явление превращения пара в жидкость.
7 ВЗАИМООЦЕНКА 1 ВАРИАНТ: 3) Что происходит с энергией при испарении пара? Ответ: Вылетающие молекулы уносят с собой энергию. Внутренняя энергия пара уменьшается.
8 ВЗАИМООЦЕНКА 2 ВАРИАНТ: 3) Что такое динамическое равновесие? Ответ: Число молекул, вылетивших из жидкости равно числу молекул пара, возвратившихся обратно в жидкость.
9 ВЗАИМООЦЕНКА 1 ВАРИАНТ: 4) Какой пар называют насыщенным, а какой пар не насыщенным? Ответ: Пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным, а пар не находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется ненасыщенным.
10 ВЗАИМООЦЕНКА 2 ВАРИАНТ:4) Что такое удельная теплота парообразования? Ответ: Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования.
11 ВЗАИМООЦЕНКА 1 ВАРИАНТ: 5) Как изменяется температура окружающего воздуха при конденсации водяного пара? Ответ :Конденсация водяного пара связана с повышением температуры окружающего воздуха.
12 ВЗАИМООЦЕНКА 2 ВАРИАНТ:5) Что происходит с энергией при конденсации пара? Ответ: При конденсации пара, энергия увеличивается.
13
14 Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода. В атмосфере находится около тыс. куб. км воды в виде капель: кристаллов снега и водяного пара. В среднем в атмосфере 1,24 10*(16 ) кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.
15 Главный источник водяного пара в атмосфере: – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше км 3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.
16 В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется, при этом образуются … облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение. Как это влияет на погоду?
17 Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты на данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, Конденсация преобладает над испарением
18 Проблема: нехватка воды
19 Как же добыть воду в пустыне? Воду можно добыть из воздуха. Нужно расстелить на земле полиэтиленовую пленку или брезент и насыпать на нее камней. На утренней заре камни покроются капельками воды.
20 Воздух состоит из смеси различных газов И некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
21 Содержание водяного пара Обозначение, Г \ м ³ плотность НАЗЫВАЮТ ρ Водяного пара при конкретной температуре АБСОЛЮТНАЯ влажность ρ о НАСЫЩЕННОГО ПАРА ПРИ ДАННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ МАКСИМАЛЬНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ
22 Абсолютная влажность воздуха ρ Абсолютная влажность воздуха ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара. Обратите внимание: Обратите внимание: 1. По плотности водяного пара нельзя судить о степени его насыщения. 2.Степень насыщения водяного пара зависит от количества водяных паров, давления и емпературы.
23 Относительной влажностью воздуха φ Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ о насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %. Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения.
24 Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса или иней, или появляется туман) Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.
25 Конденсационный гигрометр 1.Металлическая коробочка 2.Полированная стенка 3.Полированное кольцо 4.Теплоизолированная прокладка 5. Резиновая груша 6. Термометр Определяет абсолютную влажность воздуха по точке росы 1.Налить эфир в коробку 2.Продувать грушей воздух для быстрого испарения 3.Отметить температуру, при которой на полированной стенке коробки появится роса. 4.По таблице плотности насыщенного водяного пара определить абсолютную влажность водяного пара.
26 Волосной гигрометр Человеческий волос при увеличении влажности воздуха удлиняется; при уменьшении влажности воздуха длина волоса уменьшается. Стрелка, соединённая с натянутым волосом, показывает относительную влажность воздуха.
27Психрометр «Сухой» термометр – показывает температуру воздуха 2 - «Влажный» термометр – показывает «точку росы» 3 - Психрометрическая таблица 1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров; 2. Определить разность показаний термометров; 3. На пересечении столбцов «температура воздуха» (по вертикали) и Δ t (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха
28 Психрометрическая таблица
29 Практическая работа :«Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью психрометра. Ход работы: 1. С помощью термометра измерьте температуру воздуха в классе = t сух термометр лабораторный. 2. Оберните резервуар термометра марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой. 3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане. 4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите показание «влажного» термометра = t влаж. 5. Результаты измерений занесите в таблицу. 6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.
30 Значение влажности воздуха Предсказание погоды Производство тканей, конфет, табака и др. Библиотеки, музеи Картинные галереи Нормальная влажность воздуха 60 % Хранение овощей, фруктов Больницы, поликлиники, аптеки
31 Значение влажности воздуха Если не увлажнять воздух искусственным путём, то недостаток влаги будет компенсироваться испаре- нием с нашей кожи и слизистых оболочек, а также из растений, мебели и т.д. Медики рекомендуют поддерживать влажность в помещении в пределах 40 – 60%
32 Значение влажности воздуха Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты.
33 Значение влажности воздуха Чрезмерная влажность может вызвать образование плесени на почве, способствовать гниению растений Если влажность слишком низкая, наблюдается тусклая, поникшая листва, несезонный листопад
34 Значение влажности воздуха Хранение произведений искусств и книг требует поддержания влажности воздуха на необходимом уровне
35 Вывод в воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара. плотность водяного пара в данных условиях называют абсолютной влажностью воздуха в зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров; чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара требуется воздуху для насыщения. степень насыщенности воздуха водяными парами называют относительной влажностью если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре и начинает конденсироваться – выпадает роса; температура в этом случае называется точкой росы
36 выучите § 19, вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики Домашнее задание Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов!
37 Домашнее задание. Объясните народные приметы: «Соль мокнет – к дождю», «Обильная роса – к хорошей погоде».