УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Карпычева М.С. Выразительные словообразовательные средства
Осложнённое списывание А) Я пр…обрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта- классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с…беседник. Б) Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. Задание к тексту Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из 2-ой части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
Ответьте на вопросы Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»? Благодаря чему изменилось значение слова? Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка Определите значение морфем в первом слове: Со ник Вместе (сокурсник, сотрудник) Лицо (сокурсник, сотрудник)
Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Вспомните уменьшительно-ласкательные суффиксы. Приведите с ними примеры ЕЦ (морозец), ИК (столик), ИШК (братишка), К (ножка), УШК (бабушка), ЧИК (колокольчик) ЕЬК (синенький) Вспомните увеличительно-неодобрительные суффиксы ИЩ (домище) Элемент торжественности вносит приставка ВОС (востребовать, восходить)
Выборочный диктант Проверь себя Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.
Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс –онк- Шапка Собака Одежда Лодка Рубаха