«Орел и воробьи» Учимся анализу текста О. Безымянная
УАЙЛДЕР, ТОРНТОН НАЙВЕН (Wilder, Thornton Niven) ( ), американский драматург и романист. Родился 17 апреля 1897 в Мадисоне (шт. Висконсин). В 1920 окончил Йельский университет, в 1925 получил степень магистра в Принстонском университете. С 1930 по 1936 читал курс сравнительного литературоведения в Чикагском университете. Преподавал в Гарвардском и ряде других университетов, в т.ч. в Европе. Эпиграф Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т.Уайлдер
1. ОТРАБОТАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА; 2.ПОРАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; 3. ПОДГОТОВИТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «УЧИМСЯ АНАЛИЗУ ТЕКСТА» 1. ОТРАБОТАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА; 2.ПОРАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; 3. ПОДГОТОВИТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «УЧИМСЯ АНАЛИЗУ ТЕКСТА» Цели:
Известный учитель, автор сборника «Жемчуга мудрости», куда включены уроки, стихи, притчи, сказки. Ольга Безымянная
ОРЕЛ И ВОРОБЬИ Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал: – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: – Короткое крыло – низкий полет... А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
Работа по собиранию материала для учебного мини-проекта 1 группа 1. Каков композиционный прием притчи? 2. Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами. Составление кластера
Микротемы 2. ? 3. ? 4. ? 5. ? 1. ? Кластер
2 группа 1. Что вы можете сказать о героях притчи? 2. Охарактеризуйте Орла и воробьев. Работа по собиранию материала для учебного мини-проекта Диаманта синквейн
Диаманта это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (1 существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
синквейн Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Работа по собиранию материала для учебного мини-проекта 3 группа Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? Их роль в тексте. 12
Тропы Изобразительно- выразительные средства ПримерыРоль в притче Эпитеты Метафоры Перифразы Фигуры речи Антитеза Инверсия Однородные члены Многосоюзие Умолчание Афоризм
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать, И подарить его людям.
Домашнее задание Напишите сочинение-размышление на одну из тем: 1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем». 2. «Короткое крыло – низкий полет». 3. «В жизни по-разному можно жить». Составить презентацию мини – проекта.
Спасибо за работу!