Система работы с родителями неслышащих дошкольников в условиях группы комбинированной направленности. Из опыта работы заместителя заведующего по УВР, учителя-дефектолога Чегодаевой А.Н. МАДОУ «Детский сад 396»
Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовые дошкольные учреждения невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовые дошкольные учреждения невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду.
При организации работы интегрированной группы мы столкнулись с высокой степенью тревожности и невротизации родителей детей с нарушенным слухом, что вызвало необходимость разработки системы сопровождения семей дошкольников с нарушениями слуха.
Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию ДОУ с семьями слабослышащих дошкольников. 1.Неадекватность, ригидность и сиюминутность родительской позиции в семьях, где есть дети с ООП. 2.Низкий уровень социально- психологической культуры участников взаимодействия – родителей и педагогов. 3.Непонимание родителями слабослышащих детей самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом. 4. Непонимание педагогами того, что в определении содержания, форм и методов работы с семьей именно родители выступают социальными заказчиками. 5. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности слабослышащих детей в ДОУ. 6.Отношение педагогов ДОУ к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к ее объектам. 7.Стереотипная установка многих педагогов: родителям необходимо передавать не «житейские» знания, а научно-педагогические знания о ребенке и его воспитании. 8.Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи слабослышащего дошкольника. Доверительные отношения.Доверительные отношения. Личностная заинтересованность родителей.Личностная заинтересованность родителей. Эмансипация.Эмансипация. Утверждение самоценности родителей.Утверждение самоценности родителей.
Формы взаимодействия ДОУ с семьями сл/сл дошкольников. Коллективные Родительские собрания, Дни открытых дверей, День семьи, Дни здоровья, занятия тренингового характера, мастер-классы, открытые просмотры видов детский деятельности, семинары- практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование, клуб «Семейная академия». Родительские собрания, Дни открытых дверей, День семьи, Дни здоровья, занятия тренингового характера, мастер-классы, открытые просмотры видов детский деятельности, семинары- практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование, клуб «Семейная академия». Индивидуальные Консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий ДОУ, домашние задание.
Наглядно – информационные Выставки детских работ, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты, библиотека для родителей, фотовыставки, музыкально- поэтический уголок, Выставки детских работ, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты, библиотека для родителей, фотовыставки, музыкально- поэтический уголок, «Окно» -короткие новости, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».
Работа учителя-дефектолога направлена на формирование следующих убеждений у педагогов и родителей детей с нарушениями слуха. Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь!Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь! Тот, кто занят воспитанием ребенка с нарушениями слуха, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка!Тот, кто занят воспитанием ребенка с нарушениями слуха, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка! Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
Клуб «Семейная академия» Основные направления деятельности: Пропаганда положительного семейного воспитания детей с нарушениями слуха.Пропаганда положительного семейного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия. Повышение педагогических знаний родителей дошкольников с нарушениями слуха.Повышение педагогических знаний родителей дошкольников с нарушениями слуха. Оказание помощи семье в воспитании детей с нарушениями слуха.Оказание помощи семье в воспитании детей с нарушениями слуха.
Содержание работы клуба. Активное участие родителей в жизни ребенка с нарушениями слуха не только дома, но и в деском саду. Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха со стороны педагогов с целью: Сформировать у родителей детей с нарушениями слуха позитивную установку на материнство и отцовство;Сформировать у родителей детей с нарушениями слуха позитивную установку на материнство и отцовство; Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата; Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей с нарушениями слуха;Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей с нарушениями слуха; Сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях воспитывающих детей с ООП.Сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях воспитывающих детей с ООП.
Задачи клуба: Изучить динамику детско-родительских отношений и развитие ребенка с нарушениями слуха в условиях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия;Изучить динамику детско-родительских отношений и развитие ребенка с нарушениями слуха в условиях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия; Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей с ООП;Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей с ООП; Познакомить родителей с различными вопросами возрастной специальной педагогики, с сурдопсихологией и педиатрией;Познакомить родителей с различными вопросами возрастной специальной педагогики, с сурдопсихологией и педиатрией; Оказывать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольников с нарушениями слуха.Оказывать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольников с нарушениями слуха.
В рамках работы клуба «Семейная академия» проходят: Психологические тренинги: Что Вы почувствовали, когда узнали, что Ваш малыш не слышит?Что Вы почувствовали, когда узнали, что Ваш малыш не слышит? Правильно ли Вы относитесь к своему ребенку?Правильно ли Вы относитесь к своему ребенку? Какие качества родителя способствуют психическому развитию ребенка с ООП?Какие качества родителя способствуют психическому развитию ребенка с ООП?
Консультации: Как развивается слабослышащий дошкольник по сравнению со слышащим.Как развивается слабослышащий дошкольник по сравнению со слышащим. Как приучить малыша к порядку.Как приучить малыша к порядку. Надо ли наказывать ребенка?Надо ли наказывать ребенка? Почему у Вашего ребенка возникают агрессивность, упрямство, истерики, страхи?Почему у Вашего ребенка возникают агрессивность, упрямство, истерики, страхи? Формы взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха.Формы взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха.
Семинары: Игры по интересамИгры по интересам Учимся говорить правильноУчимся говорить правильно Я считаю, что… А как считаете Вы?Я считаю, что… А как считаете Вы? Я не знаю…Я не знаю… Практические занятия: Волшебная кисточка Юный строитель
Спасибо за внимание!