Презантация к уроку литературы в 6 классе «Былина как жанр русского фольклора» учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 4 имени братьев Каменских» города Перми. Данное пособие можно использовать на уроках, посвящённых обобщению знаний о былине. задания репродуктивного типа помогут выявить уровень знаний учащихся по теме, так сказать, уровень усвоения материала. А задания творческого типа должны способствовать выявлению уровня понимания темы, «присвоения», освоения изученного материала о былине.
В. М. Васнецов. Гусляры г.
В. М. Васнецов. Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом г. Былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом. Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные и масштабные образы богатырей, воплотившие народные идеалы мужества, справедливости и любви к родной земле.
Продолжите высказывания 1.Былина – это… 2. Гипербола – это… 3. Эпитет – это… 4. Постоянный эпитет – это… жанр русского фольклора; героико - патриотическая песня - сказание эпического характера, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IХ – ХII веков. х удожественное определение, подчёркивающее какое – либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение; о дин из тропов; образная характеристика какого – либо лица, предмета или явления посредством выразительного метафорического прилагательного, подчёркивающая один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении, образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления, предмета. образное определение, отличающееся простотой и неизменностью; используется в фольклоре.
Какие признаки принадлежности приведенного ниже отрывка из былины к фольклору вы можете выделить? Когда воссияло солнце красное На это небушко ясное, Так зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Стал Вольга растеть – матереть; Похотелося Вольге много мудрости: Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей – соколом летать под оболока, Серым волком рыскать во чистых полях; Уходили все рыбы во синие моря, Улетали все птички за оболока, Убегали все звери в тёмны леса. Стал Вольга растеть – матереть, Избирать себе дружинушку хоробрую, Тридцать молодцев без единого, Сам ещё Вольга во тридцатыих. К. А. Васильев. Вольга и Микула.
Какое из предложений по стилю характерно для былины? Объясните свой выбор 1.Илья Муромец был очень сильным, поэтому он победил чёрную силу у города Чернигова. 2.Сел Илья Муромец, молодой богатырь, на коня своего, рысака орловского, взял он в руки сильные, руки мощные автомат – ружьё да поехал по лесу дремучему, лесу тёмному. 3.Будучи молодым и сильным, богатырь Илья Муромец одержал значительное количество побед над врагами Русской земли. Напишите предложения о своих одноклассниках в былинном стиле
Как вы думаете, о чём свидетельствует тот факт, что на протяжении многих столетий в Киево – Печёрской лавре выставляли нетленные мощи Ильи Муромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы принимались за могилы врагов, побитых Алёшей Поповичем? Алёшей Поповичем? Богатырский галоп. Художник В. М. Васнецов.1914 г.
В. М. Васнецов. Богатырь г. Назовите языческие (мифологические) и христианские черты в былинах о «старших» и «младших» богатырях. Почему возможно сосуществование в былинах языческих и христианских элементов?христианских элементов?
Восстановите фрагменты текста былины «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» 1. Он спустил … коня да й …, Он поехал – то дорожкой…. Его… конь да… С горы на гору стал…, С холмы на холмы стал…. 2.А й тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт он свой… лук…, Во свои берет во… он во ручушки; Он тетивочку… натягивал, А он стрелочку… накладывал, Он стрелил в того – то Соловья – Разбойника, Ему выбил право… со косицею. добрабогатырского прямоезжею добрый богатырский перескакивать перемахивать тугойразрывчатый белы калёную шелковеньку око
В народном сознании Илья Муромец и Алёша Попович – действительно существовавшие личности. В отличие от сказки, всё, о чём рассказывалось в былине, воспринималось как реальность, хотя и давно прошедшая. Отсюда старое название былины – «старина». Не случайно с именами былинных богатырей соседствует имя реального князя Владимира, в былине указывается не только место рождения богатырей (Муром, Рязань, Ростов), но и сословие, к которому они принадлежат: Илья – крестьянский сын, Добрыня – из княжеского рода, Алёша – из духовного. Бой со змеем. Художник К. А. Васильев.
Мифолгические представления особенно ярко выражены в более ранних былинах – о «старших» богатырях – о Святогоре, Волхе Всеславьевиче. И сами богатыри мыслятся как необычные существа: Волх рождён от княжны и «лютого змея» и «для – ради рождения богатырского» «подрожала сыра земля», «синее море всколыхалося», «рыба пошла в морску глубину», «птица полетела высоко в небеса», «туры да олени за горы пошли» и т. д. Волх Всеславьевич с самого детства обладает нечеловеческими способностями: младенцу ещё нет полутора часов, а он уже «как гром гремит», к десяти годам Волх научился «обёртываться ясным соколом», «серым волком», «гнедым туром – золотые рога». Став во главе дружины, он показывает и другие чудеса. В былинах об Илье Муромце (более поздних) появляются христианские элементы: Илья стоит «заутреню христовскую», «обеденку» в Киеве, он «крест клал по писаному». С другой стороны, Соловей – разбойник ближе к некоему мифологическому существу, воплощающему врага вообще, нежели к дьявольской силе. Смешение языческих и христианских элементов стало возможным благодаря тому, что былина передавалась из уст в уста в течение довольно большого временного промежутка и отражала верования людей с языческих времён до христианских. К. А. Васильев. Меч Вольги.