Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни
План лекции. 1. Прогнозирование уровня жизни населения. 2. Прогнозирование занятости населения. План лекции. 1. Прогнозирование уровня жизни населения. 2. Прогнозирование занятости населения.
Цели социальной политики государства: - улучшение материального положения и условий жизни людей; - обеспечение эффективной занятости населения; - конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры. Цели социальной политики государства: - улучшение материального положения и условий жизни людей; - обеспечение эффективной занятости населения; - конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры.
При прогнозировании уровня жизни рассчитывается комплекс натуральных и стоимостных показателей: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп; состояние здоровья и его изменения по населению в целом и по отдельным социальным группам; занятость населения; удовлетворение потребностей в развитии личности; состояние окружающей среды; фонд потребления; общий объем потребляемых населением благ и услуг; сбережения населения. При прогнозировании уровня жизни рассчитывается комплекс натуральных и стоимостных показателей: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп; состояние здоровья и его изменения по населению в целом и по отдельным социальным группам; занятость населения; удовлетворение потребностей в развитии личности; состояние окружающей среды; фонд потребления; общий объем потребляемых населением благ и услуг; сбережения населения.
Номинальные доходы – сумма денежных, натуральных и косвенных доходов. Основной частью номинальных доходов являются денежные доходы. Источники денежных доходов: 1) заработная плата 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) 3) социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.) Номинальные доходы – сумма денежных, натуральных и косвенных доходов. Основной частью номинальных доходов являются денежные доходы. Источники денежных доходов: 1) заработная плата 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) 3) социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.)
Реальные доходы населения – разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных платежей. Реальные доходы зависят от: - развития производства - потребительских цен - характера самих распределительных отношений. В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов. Реальные доходы населения – разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных платежей. Реальные доходы зависят от: - развития производства - потребительских цен - характера самих распределительных отношений. В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов.
Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который выражается в двух видах: - социальный минимум - физиологический минимум. Социальный минимум обеспечивает минимальные нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум требует создание сети негосударственных образовательных учреждений. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который выражается в двух видах: - социальный минимум - физиологический минимум. Социальный минимум обеспечивает минимальные нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум требует создание сети негосударственных образовательных учреждений.
Прогнозирование культурной сферы: - модернизация российских библиотек для обеспечения доступности пользования фондами жителям всех регионов России; - разработка системы мер по поддержке и распространению лучших образцов массовой художественной продукции; - содействие созданию и развитию сети центров народного творчества; - создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников культуры, истории; - хранение предметов музейного фонда и книжных памятников; - разработка и осуществление системы мер государственного протекционизма в отношении распространения отечественных произведений искусства; - проведение жесткой государственной политики в области защиты авторских прав; - содействие формированию и развитию системы поддержки художественного творчества. Прогнозирование культурной сферы: - модернизация российских библиотек для обеспечения доступности пользования фондами жителям всех регионов России; - разработка системы мер по поддержке и распространению лучших образцов массовой художественной продукции; - содействие созданию и развитию сети центров народного творчества; - создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников культуры, истории; - хранение предметов музейного фонда и книжных памятников; - разработка и осуществление системы мер государственного протекционизма в отношении распространения отечественных произведений искусства; - проведение жесткой государственной политики в области защиты авторских прав; - содействие формированию и развитию системы поддержки художественного творчества.
Политика государства на рынке труда направлена: 1) на обеспечение рациональной структуры занятости; 2) на достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест; 3) на предупреждение массовой безработицы; 4) на создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; 5) на развитие кадрового потенциала; 6) на совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; 7) на рост мобильности трудовых ресурсов. Политика государства на рынке труда направлена: 1) на обеспечение рациональной структуры занятости; 2) на достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест; 3) на предупреждение массовой безработицы; 4) на создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; 5) на развитие кадрового потенциала; 6) на совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; 7) на рост мобильности трудовых ресурсов.
Для преодоления негативных явлений в сфере занятости на федеральном и региональном уровнях предполагается: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики; разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест; введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности; совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы; разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости на федеральном и региональном уровнях предполагается: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики; разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест; введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности; совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы; разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.