Тема 9. Средства товарной информации
Виды товарной информации Основополагающая – основные сведения о товаре, имеющие значение для идентификации и предназначенная для всех субъектов рыночных отношений Коммерческая – сведения о товаре, предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов Потребительская – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений
Формы товарной информации Словесная – наиболее доступна для грамотного населения, для размещения требуется значительная площадь Цифровая – применяется для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре. Изобразительная – обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре. Символическая – сведения о товаре, предаваемые с помощью информационных знаков.
Требования к товарной информации Достоверность – правдивые и объективные сведения о товаре. Доступность – открытость сведений о товаре для всех пользователей: языковая доступность, востребованность, понятность Достаточность – рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Средства товарной информации: Маркировка Технические документы Нормативные документы Справочная, учебная и научная литература Реклама Пропаганда
Маркировка Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара. Функции маркировки: -Информационная -Идентифицирующая -Эмоциональная -Мотивационная
В зависимости от места нанесения различают маркировку: производственную и торговую Носителями производственной маркировки могут быть: Этикетки Кольеретки Вкладыши Бирки и ярлыки Контрольные ленты Клейма и штампы Носителями торговой маркировки служат: Ценники Товарные чеки Кассовые чеки
Структура маркировки Элементы маркировки Текст 50-80% Рисунок 0-50% Информац. знаки 0-30%
Информационные знаки Информационные знаки - условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Свойства информационных знаков: краткость, выразительность, наглядность, быстрая узнаваемость
Классификация информационных знаков: 1.Товарные знаки (ТЗ) и знаки обслуживания -Фирменные ТЗ: обыкновенные, престижные -Ассортиментные ТЗ: видовые, марочные -Коллективные ТЗ 2. Знаки наименования мест происхождения товара 3. Знаки соответствия или качества -Национальный знак соответствия -Транснациональные (региональные) знаки соответствия 4. Штриховой код -Европейский EAN -Американский UPC 5. Размерные знаки 6. Эксплуатационные знаки
7. Компонентные знаки -Красители -Консерванты -Антиокислители -Стабилизаторы -Эмульгаторы -Усилители вкуса и аромата и т.д. 8. Манипуляционные знаки 9. Предупредительные знаки 10. Экологические знаки -Знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды -Знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товара или упаковки -Знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды
Технические документы 1.Товарно-сопроводительные документы (ТСД): Количественные ТСД – отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты. Качественные ТСД – сертификаты соответствия, качественные удостоверения, гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный сертификаты Заявления-декларации Акты списания Расчетные ТСД – протокол согласования цен, счет-фактура, счет
Комплексные ТСД – приходно-расходные накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные 2. Эксплуатационные документы -Руководство по эксплуатации: разделы – общие указания, технические данные, комплект поставки, требования по технике безопасности, устройство изделия, подготовка изделия к работе, порядок работы, тех.обслуживание, неисправности и методы их устранения, гарантийные обязательства -Паспорт -Этикетки