«Корпоративные информационные системы» Лекция для слушателей «Малой компьютерной академии» © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС
Предмет корпоративных информационных систем Корпоративная информационная система (КИС) – совокупность программного обеспечения и аппаратной части, автоматизирующих отдельные функции управления предприятием. © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Цель такого управления – увязка деятельности отдельных подразделений с движением финансовых и материальных потоков. Бизнес-процесс – общая модель деятельности предприятия, выраженная в терминах внутренний и внешних связей. Корпоративная информационная система всегда существует в контексте некоторого конкретного бизнес-процесса предприятия.
© В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Пример бизнес-процесса MRP II
Основное назначение и функции корпоративных информационных систем © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Основное назначение КИС – оперативное предоставление актуальной информации для принятия управленческих решений. Основная цель информационной системы состоит не в генерации верных решений, а в создании базы для принятия как можно меньшего числа ошибочных решений.
Основные задачи КИС Стратегическое планирование – планирование доходов и расходов по разным периодам, планирование получения, распределения и поглощения привлеченных средств с учетом влияния внешних параметров. Оперативное планирование – формирование совокупности финансовых и производственных планов для обеспечения направлений деятельности предприятия. Оперативный учёт – оперативный контроль за ресурсами (трудовыми, денежными, материальными), для торговой компании это складской учет, учет реализации и закупки товаров; для производственной -производственный учет (учет калькуляции себестоимости и др.). Бухгалтерский учёт – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение всей хозяйственной деятельности предприятия (на всех участках), на основании документов в различных измерителях, где обобщающим является денежный измеритель.
Основные задачи КИС в разрезе понятий стратегического и оперативного планирования, оперативного и бухгалтерского учёта © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС
Перечень наиболее актуальных задач, решаемых современными КИС © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС - Управление финансами; - Логистические задачи; - Управление производственным процессом; - Обеспечение бухгалтерского и налогового учёта; - Управление взаимоотношениями с клиентами; - Управление персоналом; - Управление торговлей; - Управление документооборотом предприятия.
Внедрение корпоративных информационных систем © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Внедрение КИС как правило невозможно без коренной перестройки, пересмотра, переопределения и оптимизации существующих на предприятии процессов.
Уровни тестирования бизнес-модели предприятия при внедрении КИС © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС - Внутреннее тестирование разработчиком; - Тестирование проектной группой; - Тестирование ключевыми пользователями; - Опытная эксплуатация. Основным критерием правильности построения целевой бизнес- модели является сбалансированность целей и средств.
Эволюция корпоративных информационных систем © В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Этапы эволюции КИС – задачи ограничиваются созданием удобного интерфейса для офисного делопроизводства – внедрение в делопроизводство и бух. учёт сетевых технологий – первые попытки обслуживания бизнес-процессов в целом (интегрированные системы) с 2000 – разработки комплексных продуктов: управленческих технологий и инструментария их поддержки
© В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Классификация КИС по масштабам и сложности решаемых задач 1.малые КИС (локальные и финансово-управленческие) - внедрение несложное, стоимость до $ средние интегрированные КИС - внедрение до 6-8 мес., стоимость до $ крупные интегрированные КИС - внедрение поэтапное 1-2 года, стоимость до $ и выше
© В.М. Гриняк, доц. каф. ИСКТ ВГУЭС Примеры корпоративных информационных систем - Oracle E-Business Suite; - 1С: Предприятие; - Флагман; - Галактика; - Axapta.