Тема 11. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
План лекции Определение понятия "управленческое решение" Модели принятия решения Индивидуальные стили принятия решения Этапы процесса принятия решения Качество управленческого решения
Управленческое решение – это воздействие субъекта управления на объект, переводящее управляемую систему из одного состояния в другое, соответствующее новым условиям и целям управления
ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Решения на уровне индивида Наличие индивидуального умения Важен процесс принятия решения как такового Решение определяется используемым индивидуальным стилем Создание и выбор альтернатив Взятие риска на себя Решения на уровне организации Создание соответствующей среды Вовлечение всех уровней управления Имеет дело с неопределенностью Решение носит групповой характер. Управление творчеством и новаторством Выполнение решений
Классификация управленческих решений По функциональному содержанию – плановые, организационные, координационные, стимулирующие, контрольные, комплексные По сфере действия – политические, идеологические, социальные, экономические, технические, конструкторские, технологические и т.д.
Классификация управленческих решений По сроку действия – долго -, средне-, краткосрочные По частоте принятия – одноразовые (непрограммируемые) и повторяющиеся (программируемые) По характеру воздействия – оперативно-распорядительные, хозяйственно-руководящие, нормативные, законодательные
Классификация управленческих решений По широте охвата – общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные По форме подготовки – единоличные, групповые, коллективные По сложности – простые и сложные По жесткости регламентации – контурные, структурированные и алгоритмические
МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Организационный Индивидуальный Уровень принятия решения "Я" "МЫ" Восприятие и интерпретация решения Модель «личностно ограниченной рациональности» (удовлетворенность индивида) Политическая модель (индивидуальная максимизация) Рациональная модель (организационная максимизация) Модель «организационно ограниченной рациональности» (удовлетворенность организации)
Процесс принятия решения человеком имеет две фазы: I фаза - формирование альтернатив решения проблемы; характеризует продуктивность мышления II фаза - анализ вариантов и собственно принятие решения; характеризует критичность и конструктивность мышления
У разных людей каждая фаза требует разного объема мыслительной работы и разного времени. В зависимости от соотношения I и II фаз различают пять индивидуальных стилей принятия решений человеком
Индивидуальные стили принятия решения I >> II I > II I = II I < II I
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Стадия I. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ Восприятие и признание проблемы Интерпретация и формулирование проблемы Определение критериев эффективности решения
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Стадия II. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ Разработка альтернатив Оценка альтернатив Выбор альтернативы
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Стадия III. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ Организация выполнения решения Анализ и контроль выполнения решения Обратная связь и корректировка
Четыре основные причины невыполнения решений: решение было недостаточно четко сформулировано менеджером ; решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил ; решение четко сформулировано, и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения; решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы
Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей.
Функции контроля за исполнением принятых решений: Диагностическая Обратная связь Ориентирующая Стимулирующая Корретирующая Педагогическая
а цепочная, б многосвязная, в звездная, г иерархические отношения координации, ярко выраженное командное действие; И исполнитель, Р руководитель Структура коммуникаций: г
Качество управленческого решения Соблюдение иерархии в принятии решений Использование межфункциональных групп Использование прямых горизонтальных связей Централизация руководства
Решение должно отвечать требованиям: эффективности экономичности своевременности обоснованности реальности
Спасибо за внимание!