Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения на уроках естественно-математи- ческого цикла. Масина Н.Н., учитель физики Константиновской гимназии.
Актуальность темы Научить ученика приобретать навыки переработки и анализа информации, получаемой из разных источников - одна из важнейших задач современной школы.
цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках, повышение качества образования через внедрение информационно - коммуникационных технологий.
ЗАДАЧИ: Изучение опыта работы использования ИКТ. Апробация ИКТ на уроках. Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи. Внедрение методик и элементов инновационных технологий в учебном процессе. Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.
Преимущества использования ИКТ для учителя: Экономия учебного времени (до 30%); Экономия учебного времени (до 30%); Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации; Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации; Включение учащихся в активную деятельность; Включение учащихся в активную деятельность; Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке; Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке; Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся; Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся; Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы; Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы; Освобождение от рутинной бумажной работы. Освобождение от рутинной бумажной работы. Создание положительного эмоционального фона урока; Создание положительного эмоционального фона урока;
Для учащихся ИКТ : Обеспечивает более эффективную доступность информации; Приближает урок к мировосприятию современного ребенка; Позволяет ученику работать в своем темпе; Развивает нестандартное мышление; Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения; Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
Использование ИКТ приводит к расширению возможностей урока: обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений(первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для абстрактного мышления (второй, высший уровень мышления – теоретический); помогает создать мотив самовыражения; позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока; дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который невозможно качественно провести в школьной лаборатории;
Использование ИКТ приводит к расширению возможностей урока: позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы учащихся; уменьшает возможность бездеятельности учащихся, дает возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся; позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока; информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам.
Виды применения ИКТ 1. Урок с мультимедийной поддержкой 2. Урок с компьютерной поддержкой 3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет
мультимедийный урок: Презентации некоторых тем уроков, разработанные с помощью программы Power Point Создание и представлениеучащимися творческих проектов и презентаций с использованием ИКТ Мультимедиа презентации – электронныефильмы,включающие в себя анимацию, аудио- и видео фрагменты
Использование ИКТ на уроках. Масина Н. Н. использует на уроках физики и астрономии презентации, электронные фильмы, включающие анимацию и видео фрагменты. Созданы презентации по большинству тем. (40 по физике и 10 по астрономии). Тесты по теме: « Электрический ток», физический диктант по теме: « Магнитное поле». Презентации уч-ся: Булатецкая А - « Малые тела Солнечной системы»; «Электромагниты»; Дрожак Д, Губрий Е– «Планеты – гиганты»; Чуприна В, Миронова Л – «Солнце»; Кандзюба В, Скрынникова Д- видео-фильм «Планеты»; Губрий Е- видео- фильм «Молекулярная физика». И др.
Использование ИКТ на уроках. Легейда А.А. на уроках информатики использует программы Mat Cod, Pascal для программирования, Adobe Flash – для создания аннимаций. Моисеева И В разработала серию уроков по географии по теме: «Страны Азии», на которых применяются разнообразные мультимедийные технологии: презентации учащихся, защита проектов, фильм – рассказ про страну, тесты, зачёт. Волощенко Е. А проводила открытый мультимедийный урок математики по теме: « Признаки равенства треугольников».
Использование ИКТ на уроках. Кирьякулова О.Л. на уроках математики использует мультимедийные презентации по темам: «Теорема Пифагора», « Арифметическая и геометрическая прогрессии», прикладные задачи, тесты и др. Прокопова И.Г. на уроках химии и биологии проводила диспуты с применением презентаций по темам: « Нефть и продукты переработки», «Вся правда о наркотиках», создала презентации по темам: «Паразиты»- 8кл, «Осторожно, еда!», «ВИЧ»- 9 кл. Использует презентации уч-ся: Дрожака В на тему: « Вода»-9 кл.; Кандзюбы В- « Уголь»- 11 кл.; Кожухова А – « Альтернативные источники энергии»- 11 кл.
План создания презентаций учащимися: I. Планирование презентации: Выбор темы (выбирает ученик из предложенногоВыбор темы (выбирает ученик из предложенного списка или предлагает свою тему);списка или предлагает свою тему); Выбор формы работы (индивидуальная, парная, групповая);Выбор формы работы (индивидуальная, парная, групповая); Определение целей, основной идеи презентации;Определение целей, основной идеи презентации; Сбор и переработка информации;Сбор и переработка информации; Создание таблиц, графиков и т.п.Создание таблиц, графиков и т.п. II. Разработка презентации - оформление слайдов, используя возможности программы Power Point; III. Репетиция презентации - обсуждение готовой презентации с учителем, внесение поправок; IV. Защита презентации перед классом, с последующим обсуждением данной информации.
Результаты анкетирования учащихся подтверждают все позитивные факторы использования ИКТ на уроках физики: необходимо использовать мультимедиа – 80% учащихся; необходимо использовать мультимедиа – 80% учащихся; необходимо использовать презентации - 76% учащихся; необходимо использовать презентации - 76% учащихся; вызывают интерес презентации одноклассников – 84% учащихся. вызывают интерес презентации одноклассников – 84% учащихся.
В каких видах деятельности хотели бы Вы принимать участие?
Что дало Вам создание презентации по физике? Систематизация знаний по теме – 4 человека (8%) Получение новых знаний - 8 человек (16%) Запоминание большего объема информации – 8ч (16%) Появился интерес к уроку – 8 человек(16%) Информация стала доступнее для понимания – 2ч (4%) Создавая презентацию, я углубляю свои знания – 4ч Я научился выбирать из большого количества информации самое главное – 2 человека (4%) Научился работать на компьютере (до этого в основном играл) – 6 человек (12%) Хорошие оценки по физике – 6 человек (12%) Ничего – 2 человека (4%)
Использование ИКТ на уроках позволяет : Повышать Совершенствовать качество процесс обучения обучения Формировать образовательную среду, способствующую наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках.