Суггестивные методы в работе учителя Подготовила психолог-методист Сапун И.В.
К суггестивной терапии относятся : гипноз гипноз внушение внушение аутотренинг аутотренинг
Суггестивная педагогика ( суггестопедия ) рассчитана на внутреннюю активность учащихся, которая проистекает от хорошо мотивированного положительного отношения к конкретному учебному процессу.
Суггестивный метод обучения осуществляется в форме целенаправленного вербального ( словесного ) воздействия на учащихся со стороны педагога и включает элементы внушения и рационализации, обращения к воображению, памяти, мышлению, эмоциям обучающихся, а также воздействие на их подсознание.
Цели суггестивного метода обучения оптимизировать психические функции учащихся во время урока корректировать свойства личности Интенсифици-роватьотдых устранить усталость улучшить самочувствие повысить настроение
Задачисуггестивного метода – создать атмосферу : взаимного доверия и доброжела- тельности мотивации к выполнению заданий уверенности в необходи- мости получения знаний
Учитель использует весь арсенал средств паралингвистического воздействия: воздействия: темп динамические оттенки голоса ритмакцентыцветпаузыгромкостьтембр При этом учитываются: -возрастная категория учащихся, - пол, -цели конкретного занятия.
Сформированные в ходе обучения навыки работы позволяют учащимся использовать индивидуальные формулы самовоздействия (АТ – аутогенная тренировка, методы саморегуляции), которые направлены на коррекцию и оптимизацию: личностных свойств (направленности, темперамента, характера, способностей); психических процессов (эмоциональных, волевых и познавательных – ощущений, восприятий, представлений, воображения, внимания, памяти, мышления, речи); состояний (подъёма, упадка, уверенности и т.д.). Например: вместо формулировки «Я не смогу решить эту задачу» использовать фразу «Я хорошенько подумаю и решу эту задачу» (должны отсутствовать негативные утверждения с частицей «не»).
Первоначально при подаче материала большое значение имеет суггестивная поддержка со стороны учителя, затем по мере освоения и закрепления знаний суггестия уменьшается. Педагог только произносит задание, применяя паралингвистические методы воздействия, после чего учащиеся самостоятельно настраиваются и выполняют его. Следует также объяснять, что без регулярной самостоятельной работы трудно ожидать высоких результатов в учёбе.
В ходе первых занятий посредством убеждения и внушения педагог формирует у детей чувство осознанной необходимости и потребности управлять своей психикой. А уже в процессе переживания определённых эмоций на уроке, учащиеся сами оценивают своё психическое состояние и научаются произвольно корректировать силу их проявления: В ходе первых занятий посредством убеждения и внушения педагог формирует у детей чувство осознанной необходимости и потребности управлять своей психикой. А уже в процессе переживания определённых эмоций на уроке, учащиеся сами оценивают своё психическое состояние и научаются произвольно корректировать силу их проявления: «буду более внимательным», «постараюсь обязательно запомнить», «это необходимо представить», «мне нужно подумать», «я хочу рассказать» и т.д.