К ОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Х ОД ПРОЕКТА Семенов Алексей Львович
У КАЗ П РЕЗИДЕНТА РФ ОТ 7 МАЯ 2012 ГОДА 599 «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;»
Заказ Минобрнауки России Исполнитель: Московский институт открытого образования
Рабочая группа (16 чел.): Представительство (с «пересечениями»): Общее образование 3 Высшее образование 6 Дополнительное образование детей 3 Дополнительное педагогическое образование 2 РАН – 4 Математический ин-т + 1 Физический ин-т – Академиков РАН 4 Академиков РАО 1
Рабочая группа Профессиональное сообщество Президент Московского математического общества Президент Санкт-Петербургского математического общества Председатель московской ассоциации учителей математики Управленцы Начальник окружного управления образования Москвы Ректор Проректор МГУ Декан ВШЭ Директор школы Директор института РАО Директор негосударственного образовательного учреждения
По регионам Москва 10 Санкт-Петербург 4 Новосибирск 1 Вятка 1 Женева 1 Средний возраст 49 лет Более 6% женщин
math.ru/conc/ Текущие версии концепции Краткие изложения Материалы прессы выступления, обсуждения Вспомогательные материалы (за 150 лет)
Свои предложения представили: В форме отдельных материалов, версий Концепции – МГУ (акад. В. А. Садовничий) – Математический институт РАН (акад. В. А. Козлов) В обсуждении также принимали участие: – Помощник Президента РФ А. А. Фурсенко и др. сотрудники Администрации Президента – зам. министра И. М. Реморенко – Уполномоченный по правам детей в городе Москве Е.А. Бунимович Получено более 300 писем от учителей и работников вузовского математического образования
Участие профессионального сообщества в разработке Научно-методический совет по математическому образованию Минобрнауки России (дек 2012, май 2013) Рассылка Российского союза ректоров (президент В. А. Садовничий), декабрь 2012 Обсуждение с математической общественностью МГУ у В. А. Садовничего (апрель 2013) Рассылка и обсуждение Отделения математических наук РАН Президиум РАН, апрель 2013 Обсуждение и доклад В. В. Путину на Конференции Общероссийского народного фронта в Ростове, апрель 2013 Совместное заседание президиумов Совета при Президенте РФ по науке и образованию и Совета по культуре и искусству, апрель 2013 Евразийский форум в Ярославле Профессиональный стандарт учителя
Основные положения Концепции Математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Область математической деятельности и применений математики стремительно расширятся Цели математического образования: Формирование на математическом материале моделей деятельности, культуры мышления, применимых и вне математики Формирование способности строить и использовать математические модели
Основные положения Концепции Система подготовки учителей математики «Нет детей, не способных к математике» - индивидуализация Поддержка лидеров мирового уровня на мировом уровне Бесплатность математических ресурсов и оптимальных форм математического образования Цифровые технологии и математическая информатика могут стать основной для российского опережения в математическом образовании Профессионально-общественная активность математиков и педагогов-математиков Дополнение ФГОС содержательными элементами, позволяющими формировать открытые банки заданий
Пример. Учителя уровень оплаты труда популяризация работы учителя и школы «Профессиональный» бакалавриат (2 стандарта): высокий порог поступления постоянная работа студентов в школе (за счет федерального финансирования) интенсивный курс решения задач элементарной математики кредит на время обучения, гарантируемый государством с погашением государством в течение 5-и лет работы выпускника в школе государственная итоговая аттестация с участием университетской и школьной математической общественности, местных органов управления образованием обязательство предоставления работы
магистратура и аспирантура для работающих учителей технические и классические университеты, +психолого-педагогический компонент. система аттестации, базирующаяся на Профессиональном стандарте учителя. Основа для аттестации: экспертная оценка работы учителя, записанной в информационной среде, решение задач элементарной математики, рецензирование работ учащихся. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) учителя, не прошедшие аттестацию, могут продолжать работать в школе в качестве тьюторов (для отстающих), зарплата которых не влияет на показатели средней зарплаты в школе и в регионе и оплачивается из федеральных грантов.
Лидеры. Примеры Институт высших исследований и образования им. Леонарда Эйлера Условия для работы и научного общения, не хуже, чем в Принстоне, Мумбаи (Тата) Программы, семинары, конференции – важность для российских участников СУНЦ (пример: Колмогоровский интернат при МГУ) Условия для работы учителей, учебы и жизни детей, не хуже, чем в европейском университете Программы, семинары, конференции, в том числе - дистанционные – роль для российских участников Профессора и школьные учителя, отобранные независимой экспертизой результатов их работы Федеральное финансирование - необходимость
Структура Концепции Общая часть По направлениям: Ситуация Проблемы Пути решения Мероприятия Механизмы финансирования (госзадание, конкурсы, гранты) Риски Индикаторы Приложения
Координация с другими программами Госпрограмма «Развитие образования на 2013 – 2016 годы» Госпрограмма «Развитие науки и технологии на 2013 – 2016 годы» Концепция Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на годы (инструмент) Концепция может лечь в основу ФЦП
math.ru/conc/