«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя теменем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень – добродетель», - писал Есенин в своем этико-философском трактате «Ключи Марии».
Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает древесный роман, герои которого – клён, березы и ивы.
Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах берёза служила майским деревом, символом весны. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. («Троицыно утро….», 1914 г.)
Представляет собой часть угрюмого сурового пейзажа, вокруг царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации ели с вечным покоем, глубоким сном, над которыми не властно время, круговорот природы. Кружевами лес украшен, Ели словно купина. По лощинам черных пашен – Пряжа выснежного льна. («Микола», г.)
В лирике Есенина клён предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями периодами жизни. От того, что тот старый клён Головой на меня похож. («Я покинул родимый дом…», 1918г.) Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клён… («Сукин сын», 1924г.)
В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и любой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями. В поэзии Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, разлукой. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. («Нощь и поле, и крик петухов…, 1917г.)
Символ исторической памяти народа. Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. («Этой грусти теперь не рассыпать», 1924г.) Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? («Над окошком месяц…», 1925г.)
Стройность устремленность ввысь – отличительная черта тополя. Тополя растут вдоль дорог и поэтому они часто ассоциируются с босоногими странниками. Без шапки, с лыковой котомкой, Стирая пот свой, как елей, Бреду дубравною сторонкой Под тихий шелест тополей. («Без шапки, с лыковой котомкой…, 1916г.)
Ягоды рябины поспевают осенью, и на них лежит отблеск какого-то холода, увядания. Отсюда есенинский образ рябины огня, который не жжёт. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава. («Отговорила роща золотая...», 1924г.)
Символ мимолетности счастья, юности. Яблоня – в народной поэзии символ молодости. Дым – символ зыбкости призрачности. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. («Не жалею, не зову, не плачу…», 1921г.)
Символ горькой любви. …Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом. («Сукин сын», 1924г.)
Олицетворение высшей степени твердости, мужества, силы, величия. В поэзии Есенина это символическое дерево означает семью. Задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листья валятся. («Богатырский посвист»,1914г.) Под Маврикийским дубом Сидит мой рыжий дед… («Октоих», 1917г.)
Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: Он не просто веровал в существование узловой завязи с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? («Я иду долиной. На затылке кепи…», 1925г.)