ВСЕМУ НАЙДЕТСЯ МЕСТО…
Издательская серия «Руководителю и методисту: Введение ФГОС»
Как разработать основную образовательную программу ? В пособии, разработанном на основе основных положений ФГОС, представлена технология создания основной образовательной программы
Каким должно быть управление введением ФГОС и ФГТ? В издании на основе анализа нормативно-правовых документов показаны механизмы реализации основных направлений и управленческих задач по введению ФГОС.
Как учитывать региональную (муниципальную) специфику при введении ФГОС? В пособии представлены особенности управления содержанием дошкольного и общего образования с учетом территориальной специфики
Как в результате проектирования может (должна) выглядеть такая программа?. В сборнике показан опыт проектирования основных образовательных программ, который может быть использован творческими группами для разработки
Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования? В пособии, созданном на основе основных положений ФГТ, представлена технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как подготовиться к аттестации в условиях реализации ФГОС? В пособии показаны особенности аттестации педагогов в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Как повышать профессиональную компетентность педагогов в условиях перехода на ФГОС? В издании представлены программы повышения квалификации специалистов и руководителей органов управления образования с целью внедрения в практику работы ФГОС
« Мы действительно работаем по стандарту второго поколения? » « Как это понять и оценить? » « Если да, то насколько успешно осуществляется данная деятельность? » « На что необходимо обратить внимание, управляя введением ФГОС начального общего образования? »
Признак 1. Организация образовательного процесса на основе документов, созданных в соответствии с требованиями ФГОС
Нормативные документы: приказ Минобрнауки России от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП дошкольного образования» приказ Минобнауки России от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» приказ Минобнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Введение ФГОС по мере готовности Учебный годКлассы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Термины: Образовательная программа Основная образовательная программа Основная общеобразовательная программа Примерная основная образовательная (общеобразовательная) программа
Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
пПлан (сетевой график) введения ФГОС НаправленияЗадачи Сроки реализации Ответственные Нормативно- правовое Финансово- экономическое Кадровое Информационное Материально- техническое План введения ФГОС в общеобразовательном учреждении
1.2. Разработана и внедряется ООП НОО и ООО 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - для начальной школы; 70/30 - для основной школы. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС. 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ООП. 4. Основная образовательная программа является работающим, « живым » документом. Срок действия или срок освоения?
Образовательная программа: -четко структурирована - (инвариант 80 (70)% содержания) - проблемный анализ минимален; - концептуальные основы касаются конкретных разделов программы (более практико ориентированы); - конкретные планы и программы расположены в структуре документа. Программа развития: - менее структурирована; - является более концептуальной; - более основательно проводится проблемный анализ; - конкретные планы и программы разрабатываются к качестве приложений (или подпрограмм)
При разработке ООП используются следующие документы: - ФГОС НОО и ООО - Примерная ООП НОО и ООО - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Типовое положение - УМК (система учебников, завершенных предметных линий) При разработке ООП ООО ? - региональные (муниципальные) программы развития системы образования
Пример соотношения 80/20 (70/30) Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы) Итоговы й вариант ФГОС Примерн ая основная образова- тельная программ а УМК (или СУ из УМК) Типовое положени е, устав, программ а развития ОУ Особен- ности региона, муницип алитета Цели Задачи Принципы формирования документа
Приказ Минобрнауки России 2357 от «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки России от » ООП НОО должна содержать три раздела: Целевой Содержательный Организационный
Целевой раздел включает: пояснительную записку планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
Содержательный раздел включает в себя программы: программу формирования УУД программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программу коррекционной работы
Организационный раздел учебный план НОО план внеурочной деятельности система условий реализации ООП НОО. Учебный план и план внеурочной деятельности – основные организационные механизмы реализации ООП НОО. Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 и не более 3345.
План внеурочной деятельности включает: Состав и структуру направлений (пять) Формы организации Объем внеурочной деятельности (до 1350 часов за 4 года) Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности
Система условий реализации ООП НОО: Кадровых Психолого-педагогических Финансовых Материально-технических Информационно-методических Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации ООП НОО
1.3. С родителями школьников заключается договор о предоставлении общего образования Утверждена форма договора о предоставлении общего образования договор заключается со всеми родителями школьников отношения между школой и родителями регулируются на основе заключенного договора. Примерная форма договора: standart.edu.ru в разделе «Рекомендации по организации введения ФГОС»
1.4. Внесены изменения в Устав, приведены в соответствие с требованиями должностные инструкции В уставе это касается разделов: цели и основные характеристики образовательного процесса порядок управления ОУ права и обязанности участников образовательного процесса перечень видов локальных актов В должностных инструкциях разделы: перечень документов, которыми следует руководствоваться в своей деятельности документы, в проектировании которых педагог принимает участие разделы «Должен знать», «Права и ответственность»
1.5. Для внеурочной деятельности заключены договоры о взаимодействии с УДОД, организаций культуры и спорта договоры разработаны и заключены в соответствии с действующими нормами и уставом ОУ; дополнительно создано необходимое нормативное обеспечение, связанное с внеурочной деятельностью (например, модель школы полного дня); документы уточняют и конкретизируют порядок выполнения требований ФГОС при реализации внеурочной деятельности, использовании ресурсного обеспечения.
Приказ Минобрнауки России от г «При отсутствии возможности для внеурочной деятельности ОУ в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности УДО детей, организаций культуры и спорта.
1.7. Создан (при необходимости) Координационный совет, осуществляющий свою работу в соответствии с планом: состав Совета оптимален для решения поставленных задач; разработана необходимая документация (приказ о создании, положение, план работы Совета); действенность предлагаемых решений по введению ФГОС НОО и экспертных оценок.
Признак 2. Используется содержание образования, соответствующее требованиями ФГОС