Устное народное творчество - начало затеряно в глубине веков, процесс устного народного творчества продолжается по сей день. Собирание и исследование сказок и мифов - источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б Эльконина, терапия историями Р. Гарднера, Идеи К. Г. Юнга, М. Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, работы В. Проппа идеи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Гнездилова. Психотехнический - современные практические подходы Интегративный - формирование концепции комплексной сказкотерапи, с духовным подходом к сказкам.
Дидактические сказки-создаются для "упаковки" учебного материала. Психокоррекционные сказки-создаются для мягкого влияния на поведения ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Психотерапевтические сказки - сказки врачующие душу. Они глубоки, проникновенны, оставляют человека с вопросом. Стимулируют процесс личностного роста. Медитативные - позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там "энергитический фундаментличности", компесируя дефицит эмоционального тепла. Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.
Существуют следующие формы работы со сказкой: рассказывание сказок, куклотерапия, постановка сказок на песке, имидж терапия, сочинение сказок.
Итак, сказка: - расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе - транслирует моральные и нравственные законы - помогает осознавать причинно- следственные связи событий - показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями - учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем. окружающем мире
"Из всех материалов, которые я использую, работая с детьми, глина, несомненно, – мой самый любимый материал... Это замечательный материал, потому что он не имеет определенной формы, обладает мягкостью, гибкостью и привлекателен для лиц любого возраста. С глиной каждый может легко стать мастером". (В.Оклендер "Окна в мир ребенка")
На уроках трудового обучения:
Что даёт куклотерапия? это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных, это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней, это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего, это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции), тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
Что даёт куклотерапия? «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти), развивает способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание,
Этапы работы: Первый этап (первое занятие) Изготовление (пошив) куклы Второй этап (второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой...
Этапы работы: Третий Этап (все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помощью кукол и т.п. Кукольный театр... Какой же процесс считается самым важным здесь, в куклотерапии? Может быть, Вы удивитесь - но самый важный этап куклотерапии - это первый этап. Ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы - этого процесса творения НОВОЙ ЖИЗНИ, пусть и СКАЗОЧНОЙ...
А. Лопатина «Волшебный цветок»
Вопросы к сказке Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым? Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо? Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри? Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок? Какою была маленькая девочка? Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка. Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?