Экспертиза инновационной деятельности. Очень редко мы позволяем себе понимать, что означают слова другого для него самого. Карл Роджерс.
ЭКСПЕРТИЗА Инновационного проекта. Потенциала участников инновационной деятельности. Документы Описание результатов Практическая деятельность Способность разрабатывать идею и доводить ее до реализации Ресурсное обеспечение
ЭКСПЕРТИЗА Исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения. Оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, её реализационный потенциал, особенность включения в образовательную ситуацию.
ЦЕЛИ ЭКСПЕРТИЗЫ Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым моделям или традициям, выраженным в совокупности общих, специальных и частных критериев. Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи; выявление её мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно- смысловых оснований. Оценка деятельности проектировщиков по проработке реализации инновационного проекта, приращения их мастерства, а также оценка реализации проекта.
ЭКСПЕРТИЗА ЦЕЛЬ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССА КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УЧЕБНАЯ, ПРОЕКТНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ ДОКУМЕНТЫ ОПИСАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВА СФОРМИРОВАННЫЕ В КВАЛИМЕТРИИ ИНТУИТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРА СООРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОДУКТ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура экспертизы. Цель экспертизы – оценка какого-либо действия, процесса: случившегося, текущего или который только предполагается; качества продукта по определенным результатам. Объект экспертизы - деятельность или вещественные характеристики. Средства экспертизы – как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта. Процедуры экспертизы – соорганизация опытных специалистов (экспертов). Особая деятельность, включающая как исследование инновационной практики, так и ответного влияния на процесс экспериментирования. Продукт экспертизы – заключение экспертов после согласования по параметрам ( критериям), предложенным для экспертизы.
КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ Общие Новизна (инновационность) Масштабность Системность Эффективность Транслируемость Специальные критерии Полнота структуры Проработанность структурных элементов Согласованность структурных частей Частные критерии Реалистичность Реализуемость Инструментальность
ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Нормоконтролирующая экспертиза. Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза. Дегустационная экспертиза. Понимающая экспертиза.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЁ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ ВЫБОР ТИПА ЭКСПЕРТИЗЫ ВЫБОР КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ. КАК ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ? КТО БУДЕТ ЭКСПЕРТАМИ? КОГДА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЦЕСС ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ ? ГДЕ БУДЕТ ПРОВЕДЕНА ЭКСПЕРТИЗА? ЗАЧЕМ ИЛИ С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА? СБОР СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЕГО ОКРУЖЕНИИ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ОЦЕНКИ ВЫНОСЯТСЯ И ОБСУЖДАЮТСЯ РЕШЕНИЯ ПО ОБЪЕКТУ ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ И ВЫНОСИТСЯ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП ПРОЕКТИРУЮЩИЙ ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОТКРЫТОСТИ И ПУБЛИЧНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЭКСПЕРТИЗЫ. НАПРАВЛЕННОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ДЕЙСТВИЙ, МНЕНИЙ И СУЖДЕНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК И ЭКСПЕРЕМЕНТА. ИНИЦИАТИВА АВТОРОВ В ПОДАЧЕ ЗАЯВКИ.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. Регистрация заявки на экспертную деятельность. Согласование сроков проведения экспертизы. Проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения: 1.Соответствие заявленной тематики инновационного проекта обозначенным в нем целям и начатым работам; 2.Наличие в проекте и уровень проработанности методов и форм и соответствие их поставленным формам; 3.Социальная и культурная значимость инноваций; 4.Анализ потенциальных возможностей коллектива по дальнейшей работе; Определение возможных последствий реализации инновации в практику.
ФОРМА И ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ. Реальный или фиктивный характер имеет инновационный проект; В инновационном проекте представлена направленность на перенос опыта, на собственную разработку; Стадия, на которой находится в данный момент инновация; Значимость инновации с точки зрения важности решаемых в ней задач для региональной образовательной ситуации; Общекультурная значимость проблем, вынесенных в задачи; Предполагаемые последствия и время требуемое для реализации;
Выводыда Скорее да Скорее нет нет Трудно сказать 1 В проекте четко сформулированы проблемы, требующие решения 2 Решение данной проблемы может иметь значение для развития: -муниципальной системы образования -федеральной системы образования -региональные системы образования 3 Для выявления способа решения проблемы необходим эксперимент 4 В проекте ясно изложен предполагаемый способ решения проблемы 5 Предполагаемый способ решения отличается новизной 6 В проекте определены ожидаемые результаты его реализации 7 Ожидаемые результаты являются вполне реальными ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
8 Ожидаемые результаты можно оценить как существующие 9 Ожидаемые результаты можно оценить как новые для массовой практики 10 В проекте указаны способы выявления ожидаемых результатов 11 Предлагаемые способы соответствуют целям 12 В проекте определены необходимые средства на проведение эксперимента и источники финансирования 13 Предложения по размерам средств убедительно обоснованы 14 После прекращения федерального финансирования эксперимент может быть продолжен Основной вывод эксперта: проект следует поддержать (отклонить) Главные достоинства (недостатки) проекта: Рекомендации о способах поддержки проекта: Предложения о представлении дополнительных материалов для публичной защиты проекта: Эксперт______________________________