Урок русского языка в 5 классе Урок подготовила учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
Мое настроение Руки вверх – хорошее настроение Голова вниз – тревога, напряженность Закрыть лицо руками – безразлично всё, что будет делаться на уроке
Покупаешь, выберете, удивляли, размещаете, приобретешь, будешь знать – Прочитайте глаголы, определите, что в них общего. Докажите. - Распределите глаголы на 2 группы. Объясните свой выбор. - Выберите три глагола с одной и той же орфограммой в окончании. Что это за орфограмма? - Найдите «лишний» глагол. Свой выбор объясните.
Мои ожидания Я жду от этого урока… Я смогу научиться… Я хочу …
Мама сказала: «Ты мне услужи: Вымой тарелки, Сестру уложи, Дрова наколоть Не забудь, мой сынок, Поймай петуха И запри на замок». …Сестренка, тарелки, Петух и дрова…. У Лемеле только Одна голова! Схватил он сестренку И запер в сарай. Сказал он сестренке: «Ты здесь поиграй!» Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком. Но долго пришлось С петухом воевать: Ему не хотелось Ложиться в кровать!
– услужи, вымой - уложи, не забудь - поймай, запри - поиграй, спрячь Задание: 1.Подберите к глаголам местоимение. 2.Определите лицо повелительных глаголов, попробуйте изменить лицо глагола. 3.Определите число. Измените форму числа. Выделите в глаголах повелительного наклонения окончание. 4.Рассмотрите схемы. Сделайте вывод, от чего и при помощи чего образованы глаголы повелительного наклонения. Выделите в глаголах повелительного наклонения суффикс. ед.ч. - наст.(буд) вр. + и ( 0 ) + Например, бежит – беги, встанет - встань. мн.ч. - наст.(буд) вр. + и ( 0) + те Например, бегут – бегите, встанут – встаньте
В ходе исследования мы пришли к выводу, что … 1. К глаголам _____________, _______________ можно подставить местоимение ______, значит, глаголы стоят в форме ______ лица. 2. Глаголы обозначают действие ___________________________________________, изменить форму данных глаголов по лицам ______________. Таким образом, глаголы повелительного наклонения не изменяется по лицам, они имеют одну форму – форму _______ лица. 3. Глаголы ______________, _______________ стоят в форме ______ числа. Поставим глаголы в форму мн. числа вы __________________, _________________. Следовательно, глаголы повелительного наклонения изменяются по числам. В форме ед.ч. данные глаголы имеют окончание ____, в форме мн.ч. – окончание _____. 4. Рассмотрев схемы, ед.ч. - наст.(буд) вр. + и ( 0 ) + Например, бежит – беги, встанет - встань. мн.ч. - наст.(буд) вр. + и ( 0) + те Например, бегут – бегите, встанут – встаньте мы выяснили, что глаголы повелительного наклонения образуются от основы глаголов _________________________________ при помощи ___________.
Запомни и говори правильно: Беги - бегите Ляг – лягте – прилягте Клади – кладите Положи – положите Поезжай - поезжайте
не грусти пи'шете поез- жайте пиши'теплачет скачу дуй изъявительное наклонение повелительное наклонение
Сформулируй задание к тексту. Не забывайте о теме урока! 1.Вставить в стихотворный отрывок подходящие по смыслу глаголы в повелительном наклонении. 2.Их необходимо образовать от глаголов из справки. 3.В глаголах повелительного наклонения выделите основу, суффикс и окончание, если они есть.
Оцените свою работу на уроке