Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе Автор – учитель Светлана Георгиевна Хадарцева МКОУ СОШ 3 г. Беслана Республики Северная Осетия-Алания
Утёс Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) 2. Природная светло-синяя краска Пустыня – 1. Большое, не заселённое людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью 2. Безлюдная, малонаселенная местность
Находим в стихотворении два ключевых образа Тучка Утёс
Придумываем ассоциации к ключевым образам С чем ассоциируется тучка? С чем ассоциируется утёс?
Молодость, радость бытия тучка лёгкая светлая легкомыс- ленная беззаботная подвижная
Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный
Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении
Антитеза (основа всей художественной системы) туч К а (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Работаем над словом Слово лазурь относится к устаревшей лексике и высокому стилю. Какую роль играет оно в предложении? Найдите контекстуальный антоним к данному слову. В чем суть противопоставления этих слов?
Работаем над словом Лазурь –небо Пустыня – земля Контекстуальные антонимы Лазурь – пустыня ? Какой мир – небесный или земной – ближе душе поэта?
Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко
Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет
Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая) чего-нибудь] … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Приём градации усиливает ощущение безысходности
Какова же роль средств художественной изобразительности в стихотворении «Утёс» Придают речи большую выразительность помогают точнее передать мысли и чувства автора
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. ? В какой временной форме употреблены глаголы, характеризующие действия тучки? А глаголы, характеризующие действия утёса? Работаем над глаголом ? К какому выводу можно прийти, сравнивая глаголы обеих строф?
Анализируя глаголы, можно сделать следующие выводы: Глаголы, характеризующие поведение тучки, даны в форме прошедшего времени. Автор стремится убедить нас в том, что тучка здесь уже побывала, а сейчас она где-то далеко… Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего времени. Такая форма убеждает в неподвижности, постоянности образа жизни утёса.
Синтаксические средства выразительности Найдите приложение (определение, выраженное именем существительным) утёс- великан Определите роль приложения в тексте Приложения обозначают признак предмета и помогают «нарисовать» образ; придают предложению или тексту в целом лаконичную выразительность.
Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…
Средства связи предложений Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. В 1строфе связь между предложениями бессоюзная Во 2 строфе – союзная: противительный союз но, соединительный союз и, усиливающий однородность действий утёса
Поработаем над рифмой Рифма –– соразмерность, созвучность (греч. слово). Созвучие окончаний стихов. Виды рифмы: Рифмующиеся строки: 1) перекрёстная 2) опоясывающая ? 3) парная
Продолжим работу над рифмой Женская (с последним безударным слогом) Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них мне и больно и стыдно. (М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь») Мужская (с последним ударным слогом) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (А. С. Пушкин. «Узник»)
Определим вид рифмы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. ? Перекрёстная Парная Опоясывающая ? Женская Мужская
Какими частями речи выражены рифмующиеся слова? Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В 1-ой части ? Во 2-ой части ?
В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой части рифмуются слова в морщине – в пустыне одиноко - глубоко Обратите внимание: в 1 части стихотворения срифмованы различные части речи, а во 2 части - одни и те же. (Напоминаем: такая рифма называется грамматической) ? Как бы вы объяснили такое различие в подаче рифмующихся частей речи, учитывая содержание текста?
ТУЧКАУТЁС Лёгкая Находящаяся в постоянном движении Весёлая, игривая Не одинаковая, всегда разная Одинаково угрюмый в любое время В его жизни нет никаких перемен Его жизнь словно застыла
Фонетический орнамент стихотворения [начивала тучка залатаjа На груди утоса виликана] Аллитерация - повторение определенных согласных звуков. Помогает изобразить картину, передать чувство, выделить наиболее значимые слова. Ассонанс – повторение определенных гласных звуков. Служит для большей выразительности. Звук [а] ассоциируется с широтой, свободой, волей, которыми дорожит тучка Ночевала тучка золотая На груди утеса- великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя
Звуковой фон очень значим в стихах Сравним конечные звуки 1 и 2 строф Ночевала тучка золота[j´а] На груди утеса-великан[а]; Утром в путь она умчалась ран[а] По лазури весело игра[j´а]; Но остался влажный след в морщин[ь] Старого утеса. Одинок[ъ] он стоит. Задумался глубок[ъ], И тихонько плачет он в пустын[ь]. [а] > простор, свобода, воля, жизнь, т. е. всё, к чему стремится тучка Ущемлённые гласные звуки, затрудняющие выдох воздуха наружу. – Утёс замкнут в пустыне
Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические синтаксические морфологические фонетические средства
Цветовая гамма стихотворения Цветовой фон 1 части Цветовой фон 2 части Золотая (что-то светлое, сияющее, радующее глаз) ? Лазурь (светло-синий небесный простор)
О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?
Домашнее задание Используя метод сопоставления, написать небольшое сочинение на тему «Ключевые образы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс»