УРОК – ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «КОРРЕКТОР» Урок русского языка в 7 классе Автор: Вильданова А.Б., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 547
1.Цели и задачи занятия 2.Актуализация знаний 3.Закрепление материала и его применение 4.Рефлексия Этапы урока
«До чего же хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в своей книге Олег Рисс – корректор по профессии. Слово о словах
Кто такой корректор? Корректор - работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру. Корректура - исправление ошибок на оттиске типографского набора.
Какими качествами должен обладать корректор?
Повторим теорию Причастие – это… Причастие обладает признаками… Признаки глагола у причастия: … Признаки прилагательного у причастия: … Причастный оборот – это… Причастия бывают действительные и … Причастия имеют суффиксы… -Н- у причастий пишется… -НН- у причастий пишется…
Морфологические признаки причастий От прилагательного 1.Согласуются в роде, числе и падеже. 2. Имеют полную и краткую форму. 3. В предложении чаще всего являются определениями всего являются определениями. От глагола 1. Вид - совершенный и несовершен. 2.Возвратное и невозвратное. 2.Возвратное и невозвратное. 3.Время - настоящее и прошедшее.
Действительные причастия настоящего времени
Глаголы совершенного и несовершенного вида переходные и непереходные Суффиксы действитель ных причастий прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени Строитьзасеятьрасколоться - вш - строивший засеявший расколовшийся нести - ш - нёсший Действительные причастия прошедшего времени
Глаголы Суффиксы страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия настоящего времени Переходные несовершенного вида Спряжения читают ведут I - ем - ( - ом -) читаемый ведомый гонят II - им - гонимый Страдательные причастия настоящего времени
Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени прочитать читать -нн- прочитанный читанный увидеть построить решить принести -енн- (-ённ-) увиденный построенный решённый принесённый понять сжать -т- понятый сжатый Страдательные причастия прошедшего времени
ЗАПОМНИТЕ!!! Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами: Проверенное учителем упражнение Какое? хх Упражнение, проверенное учителем, … Х П.о. Кем?
Задание 1 Найдите среди данных слов причастия, выделите в них суффикс. Жаждущий, танцующий, глупый, вымытый, школьный, уснувший, поющий, говорящий, деревенский, объёмный, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, пятый, лосиный, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый. Жаждущий, танцующий, глупый, вымытый, школьный, уснувший, поющий, говорящий, деревенский, объёмный, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, пятый, лосиный, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы. Хорошо утоптан…ая тр…пинка пр…вела к ж…вописному болоту, образовавш…ся из л…сной реч…нки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми обл…ками цв…тущ… ягеля, распространявш… вокруг свой неповторим… ар…мат. Задание 2
Оформите грамотно меню: 1.Бульон кури..ый 2.К..тлеты сви..ые 3.С..лат из кваше..ой к..пусты 4.Жаре..ые в см..тане грибы 5.К..пчё..ая рыба 6.Маринова…ые п..мидоры 7.Кисель клюкве..ый 8.Коври..ка ржа..ая 9.Ш..коладное мороже..ое Задание 3
Оформите грамотно меню: 1.Бульон куриный 2.Котлеты свиные 3.Салат из квашеной капусты 4.Жаренные в сметане грибы 5.Копчёная рыба 6.Маринованные помидоры 7.Кисель клюквенный 8.Коврижка ржаная 9.Шоколадное мороженое Проверим!
Задание 4 Орфографическая дуэль Словарный диктант со взаимопроверкой. Одержит победу тот, у кого окажется самая грамотная работа.
Кто победил? Дремлющий вулкан, колеблемая ветром гирлянда, карманный фонарик, искусственные цветы, стеклянная веранда, поле не вспахано, собранный урожай, вязаные варежки, образованный юноша, некрашеный пол.
Задание 5 Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты. 1.За окном освещённым рассеянным светом тускло серебрилось пшеничное поле. 2.В конце января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишнёвые сады. 3.Опять пошла тайга заваленная буреломом.
Выберите из предложений задания 5 одно причастие, составьте его автобиографию по схеме. Выберите из предложений задания 5 одно причастие, составьте его автобиографию по схеме. Домашнее задание
Сегодня каждый из вас побывал корректором и понял, как важно знать не только правила русского языка, но и уметь применять их на практике. Необходимо быть внимательным, аккуратным, чтобы заметить ошибку и самим её не допустить. Итоги, выводы урока
Благодарю за внимание!