Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе
Иван Крылов
Басня «Кукушка и Петух» «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»- «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!»- «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».- «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь, Чтоб начала ты снова…»
Тема: обращение Цели: Цели: Понять об обращении Понять об обращении Познакомиться со звательной интонацией обращения Познакомиться со звательной интонацией обращения Формировать навыки постановки знаков препинания при обращении Формировать навыки постановки знаков препинания при обращении Прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи Прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи Воспитывать ответственность за сказанное слово Воспитывать ответственность за сказанное слово
Басня «Кукушка и Петух» «Как поешь ты громко, важно!»- «А ты как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!»- «Тебя век слушать я готова».- «А ты,божусь, лишь только замолчишь, То жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова…»
Найдите в предложениях обращения. «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый». «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый». «Ты сер, а я, приятель, сед…».
Схемы обращений. 1. /О, …/ 2. /…,О,…/ 3. /…,О/ 4. /О!.../
Физминутка Эй, ноябрь, эй, декабрь Принесите холода. И тогда мы все, ребятки, Будем надевать перчатки. Будем так их надевать. А потом вот так снимать.
Составить диалог по рисунку, используя обращения.
Сравните предложения: 1. Ребята, читайте и любите басни И.Крылова. 2. Ребята читают и любят басни И.Крылова (Чем отличаются эти предложения).
Указать номера предложений: 1) с обращениями 2) с подлежащими Указать номера предложений: 1) с обращениями 2) с подлежащими 1. Спи мой сыночек спи. 2. В мягкой кроватке спит мой сыночек. 3. Ребята пишите аккуратно. 4. Ребята пишут аккуратно.
Ключи В-I (обращение) 1,3
Ключи В-II(подлежащее) 2,4
Схема Обращение Слова и сочетание слов, обращенные с речью к кому –то, чему-то Обратиться можно к одушевленным и неодушевленным предметам Произносится с особой (звательной) интонацией Может быть распространенным И нераспространенным Может стоять в начале, середине, конце предложения В предложении обычно выделяется запятыми Чаще встречаются в побудительных предложениях
Цифровой диктант. Выписать номера тех предложений, где есть обращение. есть обращение. 1. Ветер Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 2. Чего тебе надобно старче? 3. Регина очень хорошо танцует. 4. Ах, ты мерзкое стекло врешь ты мне опять назло.
Ключи 1,4
Вывод Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,………………… В устной речи обращение выделяется…….., а в письменной………………… Обращение может быть по составу………… Обращение не является…………….. Слова ты и вы…………….. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится…………..
Домашнее задание 1-группа- написать письмо любому герою из басни И.Крылова, используя обращения. 2- группа – упражнение 313 (найти обращения и составить схему предложений). (найти обращения и составить схему предложений).