Эссе как жанр школьного сочинения Выполнила: ученица 7 «А» класса Шперлинг Е.А Руководитель: Манурова А.А.
Что такое эссе? Эссе́ (из французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. 2Эссе как жанр школьного сочинения
Цели работы: Раскрыть свои индивидуальные способности: способность самостоятельно мыслить; сопоставлять и сравнивать данные, полученные в ходе исследования; Помочь ученикам при подготовке к работе, а именно раскрыть сущность процесса написания эссе, его основные особенности, как жанра школьного сочинения, отличие от других жанров; Оценить готовность к написанию эссе, как одну из составляющих экзаменационной работы. 3Эссе как жанр школьного сочинения
Задачи работы: изучить историю возникновения эссе; изучить жанр эссе; определить структуру написания эссе; рассмотреть сходство и отличия эссе от других жанров литературы. 4Эссе как жанр школьного сочинения
Ценность исследования! Углублённое изучение структуры эссе и применение его в образовательном процессе Анализ практических навыков учащихся при написании эссе 5Эссе как жанр школьного сочинения
История возникновения эссе Истоки этого жанра можно найти в живой человеческой речи. Свойствами эссе в некоторой мере обладала известная с древности вопросно-ответная литература, диалоги, диатрибы, письма, беседы на пирах. Заключаются эти свойства в размышлениях писателя о разных проблемах, в непринужденной легкости переходов от одной темы к другой, в стремлении к афористичности стиля, в отсутствии систематизации материала и его дидактической направленности. 6Эссе как жанр школьного сочинения
М.Монтень «Опыты». Значение самостоятельного жанра и своё название эссе получило после выхода в свет в 1580 г. книги М.Монтеня «Опыты». Это книга - самопризнания, рождённая из наблюдений за собой, размышления о природе человеческого духа. Эссе как жанр школьного сочинения7
Жанр эссе предполагает свободу творчеству!!! Допускается: Полемика с другими авторами Цитирование других авторов(умеренно и по случаю!) На первом плане - личность автора!!! 8Эссе как жанр школьного сочинения
Отличия в стиле эссе: Образность - Живость, красочность изображения. Афористичность - фраза, содержащая главную истину Парадоксальность - неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. 9Эссе как жанр школьного сочинения
Автор в эссе может оперировать: Многочисленными примерами Параллелями Аналогиями Всевозможными ассоциациями Различными средствами художественной выразительности(метафора, сравнения, символы, аллегорические и притчевые образы) 10Эссе как жанр школьного сочинения
Специфика жанра эссе: заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе ярко выражена авторская позиция; если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль требование жанра. 11Эссе как жанр школьного сочинения
Структура эссе: Вступление – суть и обоснование выбора данной темы Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса Заключение – подведение итогов всего рассуждения, сделать обобщенные выводы. Эссе как жанр школьного сочинения12
Требования к эссе: эссе должно быть небольшим по объему, но достаточно аргументированным для объяснения своей позиции; эссе должно иметь логическое композиционное построение; эссе должно показывать, что автор знает и корректно использует теоретические понятия, обобщения, факты и идеи, соотносит их с собственной позицией и социальным опытом; эссе должно соответствовать той базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема. Эссе как жанр школьного сочинения13
Распределение баллов по основным критериям Эссе как жанр школьного сочинения14
Сводная таблица оценок за сочинение-рассуждение Эссе как жанр школьного сочинения15
Сравнение двух жанров Эссе как жанр школьного сочинения16
Полученный вывод научного исследования: При проведении своего исследования я пришла к следующему выводу, что на данный момент шестиклассники не способны написать эссе по всем эго правилам. И всё же результаты показывают, что ученики обладают ораторскими способностями и широким кругозором. Эссе как жанр школьного сочинения17
Использованная литература: Энциклопедии Словари Литература Интернет-ресурсы 18Эссе как жанр школьного сочинения
Спасибо за внимание! 19
Энциклопедии: Большая Советская энциклопедия. Эссе как жанр школьного сочинения20
Словари: Академический словарь русского литературного языка. Большой энциклопедический словарь. Малый академический словарь. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Эссе как жанр школьного сочинения21
Учебная литература: Бэкон Ф. «Новая Атлантида; Опыты и наставления нравственные и политические».1954 г. Мишель Монтень «Опыты» Цыбулько И.П., Капинос В.И. и др. «ЕГЭ Русский язык» ФИПИ. Эпштейн М. Н. Эссеизм как явление культуры» 1988г. Эссе как жанр школьного сочинения22
Интернет-ресурсы: Эссе как жанр школьного сочинения23