Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. М.Горький Человеческое слово стрелы острее. (пословица)
ТЕСТ Задание: выделите правильный ответ. A. Что такое лексика? 1. Лексика - это наука о языке. 2. Лексика - это наука о слове. 3. Лексика - это совокупность всех слов языка. Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. Предложение. 2. Звук (речи). 3. Слово. B. Чем отличается слово от других единиц языка? 1. Оно служит наименованием действий. 2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3. Оно служит наименованием предметов.
Г. Дайте определение омонимам. 1.Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2.Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Д. Дайте определение синонимам. 1.Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. Синонимы - это слова, противоположные по значению. 3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Ж. Что такое антонимы? 1.Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значение
Ключи к тесту А - 3; Б – 3; В – 2;Г – 2; Д – 3; Ж - 1 А - 3; Б – 3; В – 2;Г – 2; Д – 3; Ж - 1
ПИСАТЕЛИ О ЯЗЫКЕ Язык – инструмент, необходимо хорошо Язык – инструмент, необходимо хорошо Знать его, хорошо им владеть. М. Горький М. Горький …русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. сомнения. В.Г.Белинский В.Г.Белинский
Критерии оценки «5» баллов - ответ грамотный «5» баллов - ответ грамотный «4» балла – есть одна неточность «4» балла – есть одна неточность «3» балла – две неточности «3» балла – две неточности «0» баллов – три и более неточности «0» баллов – три и более неточности или отказ группы от ответа
КРОССВОРД
КРОССВОРД 1СЛАДКИЙ 2КОНЧАТЬ 3ЗАТИШЬЕ 4ПЛОТНЫЙ 5ЛЕНИВЫЙ 6ДЛИННЫЙ 7ТЕМНОТА
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня … Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня … Самым интересным на занятии для меня было …. Самым интересным на занятии для меня было …. Самым неинтересным на занятии для меня было …. Самым неинтересным на занятии для меня было …. Я как практик хочу … Я как практик хочу … Я научился …. Я научился …. Теперь бы я хотел еще узнать … Теперь бы я хотел еще узнать … Мне понравилось …. Мне понравилось …. Мне не понравилось …. Мне не понравилось …. Я считаю полезным … Я считаю полезным … Я был бы рад … Я был бы рад … Я хотел бы Вам сказать … Я хотел бы Вам сказать … Самым скучным на занятии было … Самым скучным на занятии было … Я все время злился, потому что … Я все время злился, потому что … Я был бы рад, если бы … Я был бы рад, если бы … Я буду вспоминать о … Я буду вспоминать о …