Тема:«Гражданская лирика Н.А.Некрасова» ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова. Продолжить анализ художественно-поэтического мира Некрасова. Развивающая: Закреплять умение интерпретации произведения и навыки стиховедческого анализа. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений. Развивать навыки устной речи. Воспитывающая: Воспитать этические чувства, любовь к русской поэзии. Дать почувствовать учащимся важность обсуждаемой проблемы и ее актуальность;
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» «Я лиру посвятил народу своему…»
Вопросы к стихотворению «Поэт и гражданин» 1. О чем спорят между собой гражданин и поэт? 2. Как каждый из них понимает и объясняет назначение в поэзии и роль поэта? 3. Какими предстают перед нами характеры гражданина и поэта? 4. С кем полемизирует Некрасов в своем стихотворении?
Редакция революционно- демократическо го журнала «Современник» Н.А.Некрасов Н.Г.Чернышевский Н.А.Добролюбов
Писатели и литературные критики, проповедующие «чистое искусство». А.Н.Майков П.В.Анненков В.Ф.Одоевский А.В.Дружинин
Стихотворение «Блажен незлобивый поэт…»- отклик на смерть Н.В. Гоголя (21 февраля 1852 г). Вопросы для анализа стихотворения: 1.Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще? Как относится Некрасов к «незлобивому поэту» и поэту- обличителю? 2. Почему Некрасов свое представление о задачах, стоящих перед поэзией, выразил в стихотворении, посвященном памяти Гоголя? 3. В чем близость и в чем отличие оценки двух типов художников у Некрасова и Гоголя? 4. Как вы понимаете слова «И как любил он- ненавидя!» Как можно любить, ненавидя? Назовите средства выразительности.
«Единственный, безусловный «синтез», непререкаемое абсолютное начало» для Некрасова- это Пушкин. Для него Пушкин был истинным поэтом, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.
Пушкин А.С. «Муза» Она меня любила; внимала мне с улыбкой; наигрывал я … и гимны важные и песни мирные; откинув локоны от милого чела; сердце наполнял святым очарованьем «Деревня» Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. «Памятник» И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Некрасов Н.А. «Муза» О пушкинской Музе О своей Музе Ласково поющей и прекрасной; песни сладкогласной; подругой любящей. Неласковой и нелюбимой Музы; плачущей, скорбящей и болящей; согбенная трудом, убитая кручиной… «Элегия» Увы! Пока народы влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил- и сердцем я спокоен…
Маленький Николай с матерью Еленой Андреевной Некрасовой По словам Некрасова, мать спасла его душу от растления, именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты». Образ матери в поэзии Некрасова воплощал в себе беспредельную доброту, высшую справедливость и возведен в идеал, сродни Божьей Матери, главной защитницы всех страждущих, гонимых и угнетенных.
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Памятник Н.А.Некрасову в г. Ярославле