Урок развития речи 8 класс
Цель урока: Через исследование жанра «статья» расширить полученные ранее знания о публицистическом стиле речи
Задачи: - повторить ранее изученные сведения о типах и стилях речи ; - исследовать теоретический материал для выявления специфики публицистического жанра « статья »; - использовать полученные теоретические знания о жанре на практике ; - развивать в себе морально - этические навыки.
Словарная работа Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществляемом (разг.) Проблемный – (к 1 знач.) Проблемная статья (ставящая проблемы). Проблематический (книжн.) То же, что и проблематичный. Проблематичный (книжн.) 1. Предположительный, еще не являющийся решением проблемы. Проблематичный вывод. 2. Маловероятный, сомнительный. Успех вашего мероприятия весьма проблематичен. Проблематичность.
Типы речи повествованиеописаниерассуждение Т и п ы р е ч и рассуждение описаниеповествование О чем? Какой? Почему?
художественный публицистический научный официально-деловой Разговорный Книжные
Специфика публицистического стиля цель Информирование, передача общественно значимой информации, воздействие, убеждение, внушение определенных идей, взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям
сфера употребления Общественно – экономические, политические, культурные отношения
Жанры публицистики заметкарепортаж статьяпортрет очерк интервью фельетон Ораторская речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад и т.д.
Исследование теоретического материала Определение понятия Задача жанра Тип речи и композиция Средства создания Тематика жанра
Определение понятия Задачи жанра Тип речи и композиция Языковые средства Тематика жанра Научное или публицистическое сочинение небольшого размера Привлечь внимание людей к какому-либо важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-либо мысли. Рассуждение с элементами повествования и описания. 1. Зачин – постановка проблемы. 2. Центральная часть – объяснение, аргументация. 3. Концовка – вывод, заключение. Лексические: соединение высокой книжной с разговорной; общественно-политическая, иностранные слова, экспрессивно- окрашенные слова. Морфологические: глаголы в настоящем времени используются для описаний прошлых событий, глаголы в повелительном наклонении, превосходная степень прилагательных, несогласованные определения. Синтаксические: простые предложения, ряды однородных членов, обращения, вводные конструкции, причастные и деепричастные обороты, вопросительные и восклицательные предложения. Многообразие тематик – все сферы человеческой жизни, вопросы, связанные с морально-этическими нормами.
Экология
Искусство
Памятники архитектуры
Рефлексия цель Через исследование жанра «статья» расширить полученные ранее знания о публицистическом стиле речи задачи 1) повторить ранее изученные сведения о типах и стилях речи; 2) исследовать теоретический материал для выявления специфики публицистического жанра «статья»; 3) использовать полученные теоретические знания о жанре на практике; 4) развивать в себе морально- этические навыки.