«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ» По рассказам М. М. Пришвина о природе и животных (интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе )
Цели урока: раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове; воспитывать любовь к природе, Родине.
Содержание 1. Слова у Пришвина цветут, сверкают… Слова у Пришвина цветут, сверкают… 2. Все в тающей дымке… Все в тающей дымке… 3. М.М.Пришвин. Золотой луг. М.М.Пришвин. Золотой луг. 4. Поляна «Времена года» Поляна «Времена года» 5. Любовь к русскому языку. Любовь к русскому языку. 6. В стране Морфемике. В стране Морфемике. 7. Смысл и суть слов. Смысл и суть слов. 8. Слова – «родственники». Слова – «родственники». 9. Смотри в корень! Смотри в корень! 10. Значение суффиксов. Значение суффиксов. 11. Приставки. Приставки. 12. Внимание! Внимание! 13. Чередование звуков. Чередование звуков. 14. Библиотека. Библиотека. 15. Чудесные слова. Чудесные слова. 16. Стихотворение о Пришвине. Стихотворение о Пришвине. 17. Об авторе. Об авторе.
«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем» (К. Г. Паустовский). «... Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому» (М. М. Пришвин). «Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье - заглянуть миру в лицо» (М. М. Пришвин). Слова у Пришвина цветут, сверкают…
Все в тающей дымке… Всё в тающей дымке – Холмы, перелески... Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И всё ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков И.И.Левитан «Озеро»
М.М.Пришвин. Золотой луг.
Поляна «Времена года» И.И.Шишкин «Парк в Павловске.» И.И.Шишкин «На севере диком…» Ефим Волков «В лесу. По весне.» И.И.Шишкин «Дубовая роща»
Любовь к русскому языку Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно...» Пришвин говорил: «В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины». Язык, слово - это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.
В стране Морфемике ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня. А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! – Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Своё первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Обереги меня! – Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня!– Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С. Острова
Смысл и суть слов Из каких морфем состоят слова? Как они называются? Почему все части слова называются значимыми? Какая часть слова самая главная? Почему? Какие слова называются однокоренными? Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках - это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.
Слова – «родственники» Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными. Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее? На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба. А какой корень в слове народ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: -народ-. Но по происхождению (вспомним науку этимологию!) это слово связано со словом род: родити народити народ.
Смотри в корень! «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание...» (М. М. Пришвин). Давайте разберем по составу слово: Родина. Что такое Родина? Построить словообразовательную цепочку к слову родственник
Значение суффиксов Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы. Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор. Текст 1 Стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком. (М.М.Пришвин)
Приставки Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Некоторые слова пропущены. Ваша задача - вставить однокоренные слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение; выписать все слова, имеющие приставки, выделить их. Текст 2 Ветер разлетелся, липа вздохнула и … из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и …, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали. (М.М.Пришвин)
Текст 2 Ветер разлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали. Вывод: все части слова имеют значение, и чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе. Текст 1 Стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком.
Чередование звуков И сказали звуки: - Братцы, Надо нам чередоваться… Наверное, надоело им несколько веков, а может и тысячелетий, быть одинаковыми, неизменными. Не зря же многие чередования так и называются – исторические, то есть очень древние.
Библиотека О чередовании о-ы Слово замок образовано от слова замыкать; запор - от запирать; забор - от другого слова борти (бороться, защищать); забор - это то, что защищает. О чередование я-у Много интересного подскажет вам чередование я-у: от слова трястись произошло - трус; звякать - звук; вязать -узы (узы дружбы). О чередовании г-ж, к-ч От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать весомость), отважиться (решиться на важный поступок). От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый (вначале слово означало склонность приобретать что-либо нечестным путем).
Чудесные слова Почему Пришвин считал слово здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными? - Здравствуйте, - Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. -Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? В. Солоухин
СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ Когда у Полярного круга Темно в снегопаде густом, Беру я, как верного друга, Волшебника Пришвина том. И ветер когда, завывая, Несёт ледяную метель, Над книгой, о нём забывая, Я слышу лесную капель... …Какое знакомое место: В воде по колено кусты, Роняют берёзки - невесты – На землю куски бересты. Под сумрачным небом чужбины, Пока мы не в нашем порту, Земли нашей русской картины Со мной, у меня на борту. Пускай озверело колотит В борта штормовая волна – Я вижу на топком болоте Ковёр из кукушкина льна, За силу великую эту, Сокрытую в слове простом, Вожу я по белому свету Волшебника Пришвина том. МОРЯК Д.ТИХОНОВ Задание на дом: написать сочинение «Удивительное рядом»; «Какие открытия я совершил, читая рассказы Пришвина».
Об авторе Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Кокинской средней школы Лямзиной Ириной Павловной 2012год