РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Выполнил: ученик 7А класса Муфаздалов Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Манурова Асия Абдулловна
В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями (Пифагор) Меня заинтересовала эта точка зрения, и я решил в своем исследовании поставить ЦЕЛЬ: ПОБЛИЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА, УЗНАТЬ О ЕГО ЗНАЧЕНИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Для этого я поставил следующие ЗАДАЧИ: 1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2.Расширить и уточнить представление о речевом этикете. 3.Провести наблюдение о применении речевого этикета одноклассниками, учениками школы и жителями г.Ижевска.
В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; 2.Метод эмпирического исследования: наблюдение, собеседование.
ЭТИКЕТ – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.
ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Изучив литературу по теме, я выделил несколько этикетных формул: ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ, ФОРМУЛЫ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАЗГОВОРА, ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ, ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ
В русском языке основное приветствие – ЗДРАВСТВУЙТЕ. Оно восходит к старославянскому глаголу ЗДРАВСТВОВАТЬ, что означает «БЫТЬ ЗДРАВЫМ», т.е. здоровым
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е., очередность приветствия. Первым приветствуют: -Мужчина – женщину; -Младший по возрасту – старшего; -Младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше её; -Младший по должности – старшего.
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают: -пожелание: Всего Вам доброго! До свидания! -Надежду на новую встречу: До вечера (Завтра, субботы)! Надеюсь, мы расстаемся ненадолго! Надеюсь на скорую встречу!
Рисунок 1. Использование правил речевого этикета учащимися нашей школы.
Рисунок 2. Сравнительный анализ использования правил речевого этикета девочками и мальчиками.
Заключение Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими. Мы вместе с моим учителем познакомили учащихся с употреблением этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, продолжения беседы, благодарности, проведя внеклассные мероприятия: классные часы по культуре речевого общения. Мы выявили, что девочки чаще, чем мальчики пользуются правилами речевого этикета в общении с окружающими. Я обогатил себя интересными сведениями о речевом этикете, о русской культуре в целом.