Тема урока: Действительные и страдательные причастия
Задачи урока: - отработать умение конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами; - отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий; - отработать навык определения вида причастия по суффиксам;
Замените придаточное предложение причастным оборотом, запишите полученные предложения и графически объясните знаки препинания. По тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.
По тропинке, извивающейся между скал, мы поднимаемся на площадку. По извивающейся между скал тропинке мы поднимаемся на площадку.
Причастие это особая форма глагола со следующими признаками: 1.Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший?. 2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
вид (с.в. несов.в.); переходность (признак актуален для действительных причастий); возвратность, невозвратность; время (настоящее и прошедшее); род; число; падеж (у полных причастий); полнота - краткость; Признаки глагола и прилагательного:
Кукла, которая сидит – кукла (что делающая?) сидящая
Выпишите причастия, обозначьте их суффиксы. 1.Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. 2.Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. 3.Летящий, удивительный, спускающийся, удивляющийся. 4.Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный.
А у вас так ? 1.Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. 2.Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. 3.Летящий, удивительный, спускающийся, удивляющийся. 4.Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный.
Дети прочитали книгу. Дети, прочитавшие книгу. Книга, прочитанная детьми.
Суффиксы : В действительных причасти ях В с традательных причаст иях -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-. -ем-(-ом-),-им-; -енн-,-нн-,-т-.
- Запишите причастия, распределив их по столбикам: 1-действительные; 2- страдательные. Обозначьте суффиксы причастий. Подберите к ним определяемые слова. Посаженное, показавшееся, наступившая, открытая, играющий, объясняющий, разбитое, построенный, потухающий, засеянное, падающие, поваленное.
Проверьте себя: Действительные Показавшееся солнце наступившая ночь играющий ребёнок объясняющий учитель потухающий костёр падающие листья Страдательные Посаженное дерево открытая дверь разбитое стекло построенный дом засеянное поле поваленное дерево
Обобщим: Какое причастие обозначает временный признак, который создаётся действием самого предмета и образуется с помощью суффиксов ущ(ющ), ащ(ящ), вш,ш? Какое причастие обозначает признак, который создается у одного предмета действием другого предмета и образуется с помощью суффиксов ом(ем), им, енн(ённ), нн, т
Ставили задачи: - отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий; - отработать навык определения вида причастия по суффиксам;
Домашнее задание: & Написать сочинение-миниатюру по рисунку в упражнении 112.