Урок развития речи в 5 классе Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»
Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер У меня в ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. М.М.Пришвин
Цели урока: Знакомство с творчеством русского художника А.А. Пластова. Подготовка учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования; Развитие связной речи учащихся, умения составлять описания внешности человека, природы; Приобщение учащихся к искусству: литературе, живописи. Задачи: Отбор необходимого материала для написания сочинения; Составление плана сочинения.
Фонетическая минутка Потренируем свой язычок, чтобы говорить правильно, четко и быстро На дворе трава, на траве дрова...
Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что- то непонятное. А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца. (К. Паустовский)
Природа в произведениях литературы 1)Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев). 2)Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева). 3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек- красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К. Паустовский).
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей… А. С. Пушкин
Федор Тютчев: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем Деревья радостно трепещут Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы Избытком жизни упоен. Федор Тютчев Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками... Александр Прокофьев
Пейзаж 1. Вид какой-либо местности (сельский пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.
Определим, как образованы эти слова? Пейзажист художник, который изображает природу. Анималист художник, рисующий животных. Баталист художник, изображающий военные сюжеты. Маринист художник, изображающий морские виды.
«Фашист пролетел»
«Ужин тракториста»
«Сенокос»
«Полдень»
Автор - Пластов Аркадий Александрович ( ) Техника исполнения - холст, масло Картина хранится в коллекции Русского музея Жанровый пейзаж Год создания картины «Летом»- 1954
Народный художник СССР Аркадий Пластов в своей мастерской в Прислонихе. Фото из архива Пластовых Богоявленский храм в селе Прислониха
«Летом»
Первые впечатления об изображённом на картине что вы ощущаете, видите, слышите, чувствуете, какое настроение охватывает
Кто и что на картине изображено? Какое это время года? Какова композиция картины? Композиция- это расположение частей чего-либо, построение
Подбираем словосочетания Тепло летнего дня, полуденный зной дуновение ветерка, запах трав и грибов Шелест листвы берёз, пение птиц Солнечная поляна, стволы берёз Отдыхающие люди с дарами леса Чувство покоя, лёгкой, приятной усталости Радость от удачного похода в лес
Запишем словосочетания Залитая солнцем поляна на опушке леса толстые стволы двух берёз тень под раскидистой кроной деревьев знойный (жаркий) полдень усталые грибники в тени деревьев грибники, отдыхающие на траве разомлевшая собака запахи трав и цветов наполнена дыханием летнего дня
Присмотритесь к фигурам людей Расскажите про их внешний вид, позу. Выскажите предположение, что чувствуют, о чём думают они.
Девочка в светлом платье, алый платок, на коленях синяя кружка, перебирает ягодки; радуется хорошему грибному «улову»? Женщина (мама? бабушка?) в тёмно-синем платье, платком повязанная голова, отдыхает (спит), лёжа на траве позади девочки; думает о вкусном ужине для домочадцев?
Физкультпауза Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу, В стороны руки, Плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.
Кто ещё изображён на картине? Опишите собаку,её позу Около девочки вполглаза дремлет собака, положив морду на лапы Расскажите про окраску собаки Светлая с коричневыми подпалинами Возможно, и она что-то чувствует? Охраняет хозяев, вспоминает вспугнутую птичку, зайца? Какие предметы изображены на картине? В высокой траве стоят корзина и ведёрко, наполненные грибами, и кувшин с земляникой
Расскажите об авторе этой картины: Как Вы думаете, с каким чувством работал художник над этой картиной? Что его тронуло в этих простых деревенских людях? Что он хотел передать нам, зрителям?
Составим план сочинения 1. Солнечный день. 2. Лесная полянка. 3. Девочка с ягодами. 4. Спящая бабушка. 5. Усталая собачка. 6. Чем привлекательна картина.
Попробуем составить устное сочинение по картине, используя записанные в тетради ключевые слова
Задание на дом: написать сочинение «На лесной полянке» или нарисовать картину «Удивительное лето».