Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Он передаст … пестрые краски осени, цветение весны, белизну снегов, голубизну неба, рокот водопада, посвист соловья, запахи леса, дуновение ветерка, полет человеческой мысли и фантазии.
Главная функция художественного стиля - Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека
Я - стиль эмоций и эстетики, Стиль ярких красок и поэтики, Заставлю всех переживать, Смеяться, плакать и страдать. Я сухость сдал давно в утиль. Весь ваш... Художественный стиль.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей Использование средств других стилей (особенно разговорного)
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно п р одать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ. В. Шефнер В. Шефнер
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово. А.Ахматова
ирония синекдоха эпитет Олицет- ворение метафора литота гипербола Аллего- рия сравне- ние
МЕТАФОРА - МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение) (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
Сравнение - Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто). сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто). Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
Олицетворение - Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Утешится безмолвная печаль Утешится безмолвная печаль
АЛЛЕГОРИЯ – АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. лиса – хитрость, змея – коварство
ЭПИТЕТ - ЭПИТЕТ - образное определение образное определение Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
МЕТОНИМИЯ - МЕТОНИМИЯ - (переименование) – название одного предмета вместо другого. Читал Толстого. Три тарелки супа съел.
СИНЕКДОХА - СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
ГИПЕРБОЛА - ГИПЕРБОЛА - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
ЛИТОТА - ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить.
ИРОНИЯ - ИРОНИЯ - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
ПЕРИФРАЗ - ПЕРИФРАЗ - Оборот, выполняющий декоративную функцию, заменяя общепринятое название. Оборот, выполняющий декоративную функцию, заменяя общепринятое название. Солнце русской поэзии – Пушкин Солнце русской поэзии – Пушкин Царь зверей - лев Царь зверей - лев
Прозаический и поэтический подстили Средства художественной выразительности тропы cтилистические фигуры
Стилистические фигуры АнафораБессоюзиеМногосоюзие Риторический вопрос УмолчаниеЭллипсисИнверсияГрадацияОксюморонАнтитезаПараллелизмЭпифора
Риторическое обращение - придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. А вы, надменные потомки… (М.Ю.Лермонтов)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? (А.Пушкин) (А.Пушкин)
АНАФОРА - АНАФОРА - повторение слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. повторение слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин) (А.Апухтин)
ЭПИФОРА - ЭПИФОРА - повторение слов и выражений в конце смежных отрывков (предложений). повторение слов и выражений в конце смежных отрывков (предложений). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) (А.Блок)
АНТИТЕЗА - АНТИТЕЗА - противопоставление. противопоставление. И день и час, и письменно и устно, И день и час, и письменно и устно, За правду да и нет… За правду да и нет… (М.Цветаева) (М.Цветаева)
ОКСЮМОРОН - ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий. соединение логически несовместимых понятий. Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева) (М.Цветаева)
ГРАДАЦИЯ - ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу… Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) (С.Есенин)
ЭЛЛИПСИС - ЭЛЛИПСИС - пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели … Богаты мы, едва ли с колыбели … (М.Лермонтов) (М.Лермонтов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции. расчленение конструкции. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Языковые средства СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ все виды предложений по цели высказывания, интонации, по наличию главных (простые, сложные), и второстепенных членов, односоставные, двусоставные, неполные предложения.
Языковые средства МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ здесь может совсем не быть глаголов или, наоборот, насыщенность текста глаголами, что передаёт интенсивность действия, динамичность; большое количество причастий, прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике; личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности; неопределенные местоимения –отдаляют события и предметы
Языковые средства ЛЕКСИКА Художественный стиль включает в себя в разных комбинациях и другие стили, используя просторечия, диалектизмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально- деловые обороты речи и т.д.
Язык – это океан. Его можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, хрустального шара и грязной лужи». В. Солоухин.