Репортаж
Цель проводимого занятия: Создать такую речевую ситуацию, которая способствовала бы развитию творческих способностей учащихся.
Задачи: Повышать выразительность речи. Добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи. Воспитывать у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи.
Первый этап занятия: демонстрация репортажа; анализ и комментарий увиденного; формулировка темы.
Второй этап занятия: повторный просмотр репортажа; формулировка определения понятия репортаж; анализ роли личности автора репортажа.
Третий этап занятия: составление правил построения репортажа.
Правила построения репортажа: Зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды. Центральная часть репортажа - рассказ о событии. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Языковые средства: Для зачина: наличие односоставных предложений, безглагольных конструкций. Для центральной части: глаголы настоящего времени, глаголы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени. Для выражения личности автора, его отношения к событию: вопросительные предложения, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.
Портрет идеального репортёра: 1.образованный, 2.коммуникабельный, 3.владеющий нормами современного русского языка, 4.умеющийэмоционально откликаться на происходящие события, 5.внимательный.
Четвёртый этап занятия. Создание учащимися собственных текстов репортажей. Демонстрация репортажей на уроке.
Пятый этап занятия. Анализ репортажей. 1.Соответствие репортажа правилам построения. 2.Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, стилистические фигуры, крылатые выражения, оценочная лексика.
Анализ личности репортёра. 1.Эмоциональная отзывчивость, 2.внимательность, 3.мимика и жесты.
Страничка учащегося: «Совершенствую свою речь»
Девятилова Екатерина: « Мне интересно было наблюдать за собой со стороны. Я увидела и услышала все свои недочёты. Мне необходимо работать над выразительностью речи, эмоциональностью, больше использовать тропы».
Уткин Вадим: «Мне не совсем понравилось то, что получилось. Во мне чувствовалась скованность, и это мешало моему эмоциональному выражению. Я допустил речевые и грамматические ошибки».
Рожкова Арина «Мне понравилось участвовать в этом проекте. Хочу дальше совершенствовать свою речь, развивать умения публичного выступления.
Сравнительная характеристика уроков: уроктрадиционныйС применением аудио – визуальных средств Формулировка темы Учитель учащиеся Учитель учащиеся Наглядные пособия Схемы таблицы Видеоматериал Рабочий материалТексты репортажейВидеорепортажи и тексты репортажей Анализ материала Устные репортажи собственные и одноклассников Видеорепортажи собственные и одноклассников