Фразеологизмы и их употребление
Словарная работа
Самопроверка Встал не стой ноги, не разлей вода, ни жив, ни мертв, ни зги не видно, ничего не попишешь, не покладая рук, ни кола, ни двора, не в духе, быть или не быть.
Работа по теме урока
Цель урока: повторить, углубить и обобщить знания по фразеологии как о разделе науки о языке; показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка. Задачи: Образовательная: развивать умение различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности; совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи. Развивающая: пополнить фразеологический словарь учащихся; создать условия для развития умений и навыков использования фразеологизмов в речи; развивать мыслительную деятельность и творческие способности. Воспитательная: воспитывать уважение к языку; повышать культуру речи; учить видеть связь языка с историей народа.
Намылить шею, заморить червячка, бить в набат голубая кровь, сердце кровью обливается, черная кость, сердце обросло мохом, вставлять палки в колеса, хоть пруд пруди, кот наплакал, дать зеленый свет.
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» это раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты, а также состав фразеологических единиц и устойчивых сочетаний языка.
Фразеологические единицы делятся на три разряда: фразеологические сращения ( бить баклуши, как пить дать) фразеологические единства (вылететь в трубу, закинуть удочку ) фразеологические сочетания (одержать победу, кромешный ад)
Источники возникновения фразеологических оборотов Античная мифология Профессиональные выражения Выражения произведений УНТ Церковная литература Научная и художественная литература
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИ ЗАИМСТВОВАННЫЕ Классификация фразеологизмов СТАРОСЛАВЯН СКИЕ ЗАПАДНОЕВРО ПЕЙСКИЕ «ЧИСТЫЕ» ЗАИМСТВОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ
Фразеологизмы имеют свои особенности: 1.Сложность состава. 2) Семантическая неделимость. 3) Постоянство состава. 4) Непроницаемость структуры. 5) Устойчивость грамматической формы компонентов. 6) Закрепленный порядок слов.
Практическая работа
Задание 1. В чем отличие двух фразеологизмов: «Убить двух зайцев» и «Погнаться за двумя зайцами»? Обоснуйте ответ. Проверьте себя по фразеологическому словарю русского языка. Приведите примеры ситуаций из жизни, где применяются эти фразеологизмы.
Задание 2. Узнай фразеологизмы по картинкам и вспомни их значение.
Задание 3. Соедини слова из одного столбика со словами из другого так, чтобы получился фразеологизм. Поясни его значение. Ариаднина бочка Троянский меч Дамоклов нить Гомерический чулок Прометеев труд Синий хохот Мамаево огонь Диогенова конь Сизифов побоище
Ариаднина нить Троянский конь Дамоклов меч Гомерический хохот Прометеев огонь Синий чулок Мамаево побоище Диогенова бочка Сизифов труд
Релаксация. Упражнение «Живые картинки». Используя прием пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы: - Куры денег не клюют; - Вставлять палки в колеса; - Делать из мухи слона; - Язык чешется; - Делить шкуру неубитого медведя.
Работа в подгруппах
Задание 4. Вспомнить как можно больше фразеологизмов с названиями животных. Побеждает тот, кто последним называет фразеологизм.
Задание 5. Определить литературный источник возникновения фразеологизма: блоху подковать; человек в футляре; на деревню дедушке; темное царство; быть или не быть; рыцарь печального образа.
Работа по совершенствованию культуры речи
Задание 6. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки. 1. Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. 2. Ему воскуряли дифирамбы. 3. Мы идем в ногу со своим временем. 4. Решение задачи привело в тупик. 5. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. 6. Затея лопнула, как карточный домик. 7. Он работал, опустив рукава.
Проверка усвоения материала. Тест.
Домашнее задание: придумайте и запишите историю, которую можно было бы озаглавить одним из следующих фразеологизмов: Капля камень точит. Волк в овечьей шкуре. Медвежья услуга.
Спасибо за работу!